- Baedarадмин
- Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13663
20091103
Гештальт-терапия
это метод психотерапии, который способствует расширению осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.В переводе с немецкого языка гештальт означает образ, фигуру, форму.
В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Последний раз редактировалось: Irina Baydar (Сб 8 Апр - 20:15), всего редактировалось 2 раз(а)
Комментарии
Вт 3 Ноя - 16:38
Человек, принуждаемый насильственно к изменению, отрицает реальность и борется с ней. Цель гештальттерапии принять реальность и играть с ней. В этой игре Вы обнаруживаете, что справились с ней так или иначе.
Джон Энрайт
Джон Энрайт
"Цель гештальттерапии – пробудить людей от кошмара",- часто повторял Фриц Перлз.
Есть три фундаментально различных представления об улучшении в человеческой жизни.
Одно – патологическая модель.
С этой точки зрения, если что-то не в порядке, вы рассматриваетесь как больной, находящийся ниже нормы. С помощью лечения возможно вернуться в состояние здоровья, состояние "окей". Обычно считается необходимой внешняя помощь, хотя возможность самолечения допускается теоретически.
Во второй модели, модели роста, вы рассматриваетесь как человек в норме, человек "окей", но с большими возможностями. Вы можете начать с нормального состояния и придти к чему-то лучшему. Впрочем, оттенок чувств, связанных с первой моделью, проявляется и здесь: быть в норме не так "окей", как быть выше нормы.
Внешняя помощь считается полезной для роста, но не столь необходимой, как в патологической модели. Не всегда необходимым, но часто встречающимся представлением является предположение, что рост требует усилия, как при наличии, так и при отсутствии помощи.
С третьей точки зрения, модели Просветления, нет необходимости что-либо делать. Нет нормы и нет места, куда надо идти. Вы уже совершенны, всегда были и всегда будете совершенны. Форма совершенства может изменяться, но то, что вы "окей", не зависит от формы.
Бутон – это совершенный бутон, а не несовершенная роза.
Все, что необходимо – сдвиг восприятия, видения.
Разумеется, в течение жизни вы будете болеть и выздоравливать, вы заметите рост и будете постоянно меняться. Но все это не имеет никакого отношения к возможности переживания правильности и правоты того, каковы вы и где вы находитесь, включая состояние болезни, отсутствие роста, как будто это возможно.
С этой точки зрения нет улучшения, роста, изменения, разрешения проблем – есть только пробуждение и видение, что проблемы и "не-окейность" – это иллюзии.
Фриц высказал это очень ясно в работе "Гештальттерапия и человеческие потенции"
- "при успешном лечении невротик пробуждается от своего транса или миража. В дзен-буддизме этот момент называется большим Пробуждением или Сатори. В гештальттерапии пациент переживает много маленьких пробуждений. Приходя в чувство, он часто видит мир ярко и ясно".
Печать Перлзовского гения в том, что он прошел все эти модели в течение своей жизни.
Профессионально обученный в рамках патологической модели в медицинской школе и в психоанализе, он начал его преобразования, фактически закладывая зерна подхода к просветлению.
Еще более важно, что он был открыт к прорастанию этих зерен и был способен поддержать этот сдвиг. Хотя он часто возвращался к языку патологии или роста, он был тем, что он смог совершить, и был способен выразить это.
Основная цель гештальттерапии – это работа Просветления, пробуждение от самим же созданной сети иллюзий.
Хотя она, может быть, приспособлена для разрешения проблем и для усилий, направленных на изменение, и часто так и происходит, по существу это – запасной выход к Просветлению.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вт 3 Ноя - 16:43
Артур Домбровский
ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ
НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
(наблюдения, теория, практика)
Данная дипломная работа представляет собой описание применения Гештальт-подхода к терапии наркотической зависимости
скачать
ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ
НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
(наблюдения, теория, практика)
Данная дипломная работа представляет собой описание применения Гештальт-подхода к терапии наркотической зависимости
скачать
Вт 3 Ноя - 17:15
Мартель Бриджит
Сексуальность, любовь и Гештальт
Книга французского гештальт-терапевта посвящена ответам на самые разные вопросы, касающиеся сексуальной жизни человека, от самых распространенных до самых сложных и нетипичных.
Для психологов, психотерапевтов, врачей, а также для широкого круга читателей, интересующихся этой темой.
скачать
Сексуальность, любовь и Гештальт
Книга французского гештальт-терапевта посвящена ответам на самые разные вопросы, касающиеся сексуальной жизни человека, от самых распространенных до самых сложных и нетипичных.
Для психологов, психотерапевтов, врачей, а также для широкого круга читателей, интересующихся этой темой.
скачать
Джеймс Мюриэл, Джонгвард Дороти
Рожденные выигрывать
Перевод с английского Б.Е.ВОЛЫНСКОГО
Общая редакция и послесловие доктора психологических наук
Л.А.ПЕТРОВСКОЙ
МОСКВА
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА "ПРОГРЕСС"
"УНИВЕРС"
1993
Роли, которые мы выбираем или роли, которые кто-то выбирает для нас… Право и свобода Выбора, данные нам от рождения – что же с ними делать: отдать окружению ближнему и дальнему или наконец воспользоваться самим? Каждый решает сам, кем он предпочитает быть – Победителем или Побежденным. А потому – читай и выбирай. Не исключено, что именно эта книга поможет Тебе открыть и реализовать себя – Настоящего…
Предисловие.
Книга может быть использована как учебное пособие теми, кто
интересуется теорией личности и межличностными отношениями. Она также может
оказаться полезной как профессионалам, работающим в сфере психического
здоровья или связанным с обучением и управлением, так и непрофессионалам,
которые интересуются новыми методами самопознания.
НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ К СЕБЕ
-- Вы Жертва? Преследователь? Спаситель?
-- Какому жизненному сценарию Вы следуете?
-- Насколько Вы Ребенок? Родитель? Взрослый?
-- Насколько Ваши отношения с другими поверхностны? Насколько
действительно откровенны?
-- Вы положительно влияете на людей, создавая у них хорошее настроение,
или общение с Вами оставляет у них неприятный осадок?
-- Вы Выигрывающий или Проигрывающий?
Когда Вам станут понятны эти вопросы и Вы начнете искать на них ответы,
Вы окажетесь на пути к становлению тем, кем Вам предназначено быть --
ВЫИГРЫВАЮЩИМ.
скачать
Рожденные выигрывать
Перевод с английского Б.Е.ВОЛЫНСКОГО
Общая редакция и послесловие доктора психологических наук
Л.А.ПЕТРОВСКОЙ
МОСКВА
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА "ПРОГРЕСС"
"УНИВЕРС"
1993
Роли, которые мы выбираем или роли, которые кто-то выбирает для нас… Право и свобода Выбора, данные нам от рождения – что же с ними делать: отдать окружению ближнему и дальнему или наконец воспользоваться самим? Каждый решает сам, кем он предпочитает быть – Победителем или Побежденным. А потому – читай и выбирай. Не исключено, что именно эта книга поможет Тебе открыть и реализовать себя – Настоящего…
Предисловие.
Книга может быть использована как учебное пособие теми, кто
интересуется теорией личности и межличностными отношениями. Она также может
оказаться полезной как профессионалам, работающим в сфере психического
здоровья или связанным с обучением и управлением, так и непрофессионалам,
которые интересуются новыми методами самопознания.
НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ К СЕБЕ
-- Вы Жертва? Преследователь? Спаситель?
-- Какому жизненному сценарию Вы следуете?
-- Насколько Вы Ребенок? Родитель? Взрослый?
-- Насколько Ваши отношения с другими поверхностны? Насколько
действительно откровенны?
-- Вы положительно влияете на людей, создавая у них хорошее настроение,
или общение с Вами оставляет у них неприятный осадок?
-- Вы Выигрывающий или Проигрывающий?
Когда Вам станут понятны эти вопросы и Вы начнете искать на них ответы,
Вы окажетесь на пути к становлению тем, кем Вам предназначено быть --
ВЫИГРЫВАЮЩИМ.
скачать
Вт 3 Ноя - 17:53
Гештальттерапия открывает отдельные стороны личности и способствует их интеграции, а также помогает развитию веры в себя.
Каждое человеческое существо появляется на свет как нечто новое, еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый рождается способным выигрывать в жизни. Каждая личность по-своему видит, слышит, осязает, изучает и думает.
Каждый имеет свои индивидуальные возможности - способности и ограничения.
Каждый может быть значительным, думающим, осознающим и творческим человеком- продуктивной личностью.
Продуктивная, самодостаточная,т.е. аутентичная личность стремиться всегда "быть собой".
Аутентичная личность реализует себя, познавая все новое и становясь все более откровенной и отзывчивой. Аутентичные люди реализуют свою неповторимую индивидуальность и ценят ее в других.
Являясь самими собою, они не
заносятся, не высказывают претензий, не манипулируют другими. Умеют раскрыть себя, а не создавать образы, которые нравятся другим, привлекают их или, наоборот, вызывают у них раздражение. Они понимают, что
существует разница между быть любящим и играть любящего, между быть глупым и поступать глупо, между быть знающим и изображать знающего. Им не нужно скрываться за маской. Они отвергают нереальный образ себя, не считая себя ни самыми лучшими, ни самыми худшими.
Независимость не пугает их.
У каждого бывают в жизни моменты, когда он независим, но они быстро проходят.
Если вы можете быть независимыми в течение длительных периодов времени,- вы способны побеждать. В гештальт есть понятие - "выигравший", т.е. победитель.
Выигравший тоже может потерять почву под ногами и терпеть неудачу.
Однако, несмотря на препятствия, "Выигрывающие" не теряют главное - веру в себя.
Выигрывающие не боятся самостоятельно мыслить и применять свои знания.
Они умеют отделять факты от мнений и не претендуют на то, что имеют ответы на все вопросы. Они прислушиваются к мнению других, оценивают, что те говорят, но приходят к своим собственным заключениям. Хотя Выигрывающие
могут восхищаться и уважать других людей, они никогда не зависят от них полностью, никогда не связаны ими полностью и никогда не испытывают благоговения перед другими.
Выигрывающие не разыгрывают из себя беспомощных, так же как не играют в обвинения. Вместо этого они принимают ответственность за собственную жизнь.
Они не ссылаются на ложные авторитеты, а сами являются своими единственными руководителями и знают это.
"Победитель" правильно используют свое время. Он реагируют на все ситуации адекватно. Его реакции зависят от посланного сообщения и оберегают значимость, благополучие и достоинство других людей. Выигрывающий знают, что
для всего есть свой черед и для каждой деятельности свое время.
Время быть энергичным и время быть инертным,
Время быть вместе и время быть одному,
Время ссориться и время любить,
Время работать и время отдыхать,
Время плакать и время смеяться,
Время встретиться лицом к лицу и время удалиться,
Время говорить и время быть молчаливым,
Время спешить и время ждать.
Выигрывающие дорожат своим временем. Они не убивают его, а живут по принципу "здесь и сейчас". Жизнь в настоящем не означает бездумное пренебрежение прошлым или неумение подготавливаться к будущему. Скорее
наоборот, зная свое прошлое, они осознают и глубоко чувствуют настоящее и смотрят вперед в будущее.
Выигрывающие учатся понимать свои чувства и ограничения и не боятся их, не зацикливаются на внутренних противоречиях и на двойственных чувствах.
Являясь аутентичными, они осознают, когда раздражены, и могут выслушать другого, когда тот раздражен, могут влиять на других и поддаваться влиянию, способны любить и быть любимыми.
Выигрывающие умеют быть непосредственными. У них нет раз и навсегда предопределенного, жесткого образа действий, и они могут менять свои планы, когда этого требуют от них обстоятельства. Выигрывающие испытывают интерес к
жизни и получают удовольствие от работы, игры, от других людей, от природы, пищи, секса. Без чувства ложной скромности они радуются собственным достижениям. Без чувства зависти радуются достижениям других.
Хотя Выигрывающие могут свободно наслаждаться, они также могут откладывать удовольствия, могут дисциплинировать себя в настоящем, чтобы усилить удовольствие в будущем. Они не боятся следовать своим желаниям, но следуют им наиболее адекватным образом. Выигрывающие не стремятся к безопасности за счет контроля над другими. Они не настраивают себя на
неудачу.
Выигрывающие заботятся о мире и о людях, они не отделены от главных общественных проблем, а, интересуясь ими, сопереживая им, борются за улучшение жизни. Даже перед лицом национальных и международных бедствий
Выигрывающие не считают себя бессильной личностью. Они живут для того, чтобы сделать мир лучше.
Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе.
Галилей
Галилей
Каждое человеческое существо появляется на свет как нечто новое, еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый рождается способным выигрывать в жизни. Каждая личность по-своему видит, слышит, осязает, изучает и думает.
Каждый имеет свои индивидуальные возможности - способности и ограничения.
Каждый может быть значительным, думающим, осознающим и творческим человеком- продуктивной личностью.
Продуктивная, самодостаточная,т.е. аутентичная личность стремиться всегда "быть собой".
Аутентичная личность реализует себя, познавая все новое и становясь все более откровенной и отзывчивой. Аутентичные люди реализуют свою неповторимую индивидуальность и ценят ее в других.
Являясь самими собою, они не
заносятся, не высказывают претензий, не манипулируют другими. Умеют раскрыть себя, а не создавать образы, которые нравятся другим, привлекают их или, наоборот, вызывают у них раздражение. Они понимают, что
существует разница между быть любящим и играть любящего, между быть глупым и поступать глупо, между быть знающим и изображать знающего. Им не нужно скрываться за маской. Они отвергают нереальный образ себя, не считая себя ни самыми лучшими, ни самыми худшими.
Независимость не пугает их.
У каждого бывают в жизни моменты, когда он независим, но они быстро проходят.
Если вы можете быть независимыми в течение длительных периодов времени,- вы способны побеждать. В гештальт есть понятие - "выигравший", т.е. победитель.
Выигравший тоже может потерять почву под ногами и терпеть неудачу.
Однако, несмотря на препятствия, "Выигрывающие" не теряют главное - веру в себя.
Выигрывающие не боятся самостоятельно мыслить и применять свои знания.
Они умеют отделять факты от мнений и не претендуют на то, что имеют ответы на все вопросы. Они прислушиваются к мнению других, оценивают, что те говорят, но приходят к своим собственным заключениям. Хотя Выигрывающие
могут восхищаться и уважать других людей, они никогда не зависят от них полностью, никогда не связаны ими полностью и никогда не испытывают благоговения перед другими.
Выигрывающие не разыгрывают из себя беспомощных, так же как не играют в обвинения. Вместо этого они принимают ответственность за собственную жизнь.
Они не ссылаются на ложные авторитеты, а сами являются своими единственными руководителями и знают это.
"Победитель" правильно используют свое время. Он реагируют на все ситуации адекватно. Его реакции зависят от посланного сообщения и оберегают значимость, благополучие и достоинство других людей. Выигрывающий знают, что
для всего есть свой черед и для каждой деятельности свое время.
Время быть энергичным и время быть инертным,
Время быть вместе и время быть одному,
Время ссориться и время любить,
Время работать и время отдыхать,
Время плакать и время смеяться,
Время встретиться лицом к лицу и время удалиться,
Время говорить и время быть молчаливым,
Время спешить и время ждать.
Выигрывающие дорожат своим временем. Они не убивают его, а живут по принципу "здесь и сейчас". Жизнь в настоящем не означает бездумное пренебрежение прошлым или неумение подготавливаться к будущему. Скорее
наоборот, зная свое прошлое, они осознают и глубоко чувствуют настоящее и смотрят вперед в будущее.
Выигрывающие учатся понимать свои чувства и ограничения и не боятся их, не зацикливаются на внутренних противоречиях и на двойственных чувствах.
Являясь аутентичными, они осознают, когда раздражены, и могут выслушать другого, когда тот раздражен, могут влиять на других и поддаваться влиянию, способны любить и быть любимыми.
Выигрывающие умеют быть непосредственными. У них нет раз и навсегда предопределенного, жесткого образа действий, и они могут менять свои планы, когда этого требуют от них обстоятельства. Выигрывающие испытывают интерес к
жизни и получают удовольствие от работы, игры, от других людей, от природы, пищи, секса. Без чувства ложной скромности они радуются собственным достижениям. Без чувства зависти радуются достижениям других.
Хотя Выигрывающие могут свободно наслаждаться, они также могут откладывать удовольствия, могут дисциплинировать себя в настоящем, чтобы усилить удовольствие в будущем. Они не боятся следовать своим желаниям, но следуют им наиболее адекватным образом. Выигрывающие не стремятся к безопасности за счет контроля над другими. Они не настраивают себя на
неудачу.
Выигрывающие заботятся о мире и о людях, они не отделены от главных общественных проблем, а, интересуясь ими, сопереживая им, борются за улучшение жизни. Даже перед лицом национальных и международных бедствий
Выигрывающие не считают себя бессильной личностью. Они живут для того, чтобы сделать мир лучше.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вт 3 Ноя - 18:03
Хотя люди рождаются, чтобы выигрывать, они все-таки появляются на свет беспомощными и полностью зависящими от своего окружения.
Выигрывающие успешно осуществляют переход от полной беспомощности к независимости и затем к взаимозависимости.
Проигрывающие (неудачники) -- нет.
С какого-то момента своей жизни они начинают избегать появляющейся ответственности за собственную жизнь.
Мало кто является полностью Выигрывающим или полностью Проигрывающим. Большинство из нас являются Выигрывающими в одних
областях и Проигрывающими в других.
Кем является человек, Выигрывающим или Проигрывающим, во многом зависит от того, что происходило с ним в детстве.
Недостаточная отзывчивость на потребность в заботе, плохое воспитание,конфликты в семье, грубость, болезнь, длительные неприятности, чрезмерная физическая работа, травмирующие события являются некоторыми из многих факторов, которые способствуют формированию Проигрывающих.
Эти условия мешают, сдерживают или останавливают нормальное развитие независимости и самоактуализации.
Чтобы совладать с этими отрицательными переживаниями, дети
приучаются манипулировать собой и другими. От этих способов манипулирования им тяжело отказаться в последующей жизни, и часто они превращаются в тип поведения.
Выигрывающие стремятся избавиться от них, проигрывающие
прикованы к ним.
Некоторые Проигрывающие говорят о себе как о преуспевающих, но тревожных, как преуспевающих, но попавших в ловушку или преуспевающих, но несчастных.
Другие жалуются, что они совершенно измучены, безвольны, не способны стремиться к чему-либо, "полуживые" или до смерти скучные. Проигрывающие не могут осознать, что в большинстве случаев они сами посадили себя в клетку, сами роют себе яму и сами себе наскучили.
Проигрывающие редко живут в настоящем, вместо этого они уничтожают настоящее, сосредоточиваясь на воспоминаниях о прошлом или на ожиданиях будущего. Проигрывающие, которые живут воспоминаниями, пребывают в старых добрых временах или в прошлых
личных несчастьях. Тоскуя по прошлому, Проигрывающие или цепляются за то, как "могли бы" произойти те или иные события, или оплакивают свою несчастную судьбу.
Проигрывающие жалеют себя и перекладывают ответственность за свою
неудовлетворительную жизнь на других. Обвинение других и оправдание себя являются частой ролью Проигрывающих. Проигрывающие, которые живут в прошлом, могут сокрушаться о том, что произошло бы, если бы только:
"Если бы только я женился на ком-нибудь другом..."
"Если бы только я имел другую работу..."
"Если бы только я окончил школу..."
"Если бы только я был красивым..."
"Если бы только мой супруг бросил пить..."
"Если бы только я родился богатым..."
"Если бы только я имел лучших родителей..."
Люди, которые живут в будущем, могут мечтать о каком-либо чуде, после
которого они смогут "зажить счастливо". Вместо того чтобы следовать своей собственной жизни, Проигрывающие ждут - ждут волшебного спасения. Какая замечательная жизнь начнется, когда:
"Когда наконец явится прекрасный принц или идеальная женщина..."
"Когда я кончу школу..."
"Когда вырастут дети..."
"Когда представится новая работа..."
"Когда босс умрет..."
"Когда я разбогатею..."
В противоположность тем, кто живет с иллюзией волшебного спасения,
некоторые Проигрывающие живут со страхом будущих несчастий, вызывая в воображении предвкушение того, что если:
"Что если я потеряю работу..."
"Что если я лишусь рассудка..."
"Что если что-нибудь упадет на меня..."
"Что если я сломаю ногу..."
"Что если я не понравлюсь им..."
"Что если я допущу ошибку..."
Непрерывно концентрируясь на будущем, такие Проигрывающие испытывают
тревогу в настоящем. Они беспокоятся сверх меры из-за своих предчувствий - реальных или воображаемых - проверок, уплаты счета, любовной истории, кризиса, болезни, отставки, погоды и т.д. Люди, слишком погруженные в свои сомнения, упускают действительные возможности настоящего, проходят мимо них.
Они занимают голову мыслями, не относящимися к делу в текущий момент. Их беспокойство искажает восприятие реальности. Следовательно, такие люди сами себе мешают видеть, слышать, чувствовать и понимать.
Проигрывающие неспособны полностью использовать возможности своих ощущений, их восприятие неточно и неполно. Они видят себя и других в кривом зеркале. Эффективное использование их способностей в реальной жизни затруднено.
Большую часть своего времени Проигрывающие играют роли, притворяясь, манипулируя, повторяя старые роли своего детства; они расходуют энергию на сохранение масок, часто пряча свое настоящее лицо.
Для играющего роли сама игра часто более важна, чем реальность.
Проигрывающие подавляют свои возможности к непосредственному и адекватному выражению полного спектра возможного поведения. Они могут не подозревать о возможности иного, более продуктивного, наполненного жизненного пути. Проигрывающие боятся оказаться в новых обстоятельствах и
прежде стремятся сохранить статус-кво, повторяя не только собственные ошибки, но не менее часто и ошибки своей семьи и культуры.
Проигрывающие избегают взаимной близости (привязанности) и не вступают в честные и откровенные отношения с другими. Вместо этого Проигрывающие пытаются манипулировать другими так, чтобы те поступали в соответствии с их ожиданиями. Силы Проигрывающих также часто направляются на то, чтобы жить, следуя ожиданиям других.
Люди, являющиеся Проигрывающими, используют свои умственные способности не лучшим образом, направляя их на рационализацию и интеллектуализацию. При рационализации Проигрывающие пытаются придать своим действиям благовидные предлоги.
При интеллектуализации они стремятся засыпать других пустым
красноречием. Поэтому многие их возможности остаются скрытыми, нереализованными и неосознанными.
Подобно сказочной Царевне-лягушке Проигрывающие заколдованы и живут в этой жизни, являясь кем-то другим, а не самим собой.
Выигрывающие успешно осуществляют переход от полной беспомощности к независимости и затем к взаимозависимости.
Проигрывающие (неудачники) -- нет.
С какого-то момента своей жизни они начинают избегать появляющейся ответственности за собственную жизнь.
Мало кто является полностью Выигрывающим или полностью Проигрывающим. Большинство из нас являются Выигрывающими в одних
областях и Проигрывающими в других.
Кем является человек, Выигрывающим или Проигрывающим, во многом зависит от того, что происходило с ним в детстве.
Недостаточная отзывчивость на потребность в заботе, плохое воспитание,конфликты в семье, грубость, болезнь, длительные неприятности, чрезмерная физическая работа, травмирующие события являются некоторыми из многих факторов, которые способствуют формированию Проигрывающих.
Эти условия мешают, сдерживают или останавливают нормальное развитие независимости и самоактуализации.
Чтобы совладать с этими отрицательными переживаниями, дети
приучаются манипулировать собой и другими. От этих способов манипулирования им тяжело отказаться в последующей жизни, и часто они превращаются в тип поведения.
Выигрывающие стремятся избавиться от них, проигрывающие
прикованы к ним.
Некоторые Проигрывающие говорят о себе как о преуспевающих, но тревожных, как преуспевающих, но попавших в ловушку или преуспевающих, но несчастных.
Другие жалуются, что они совершенно измучены, безвольны, не способны стремиться к чему-либо, "полуживые" или до смерти скучные. Проигрывающие не могут осознать, что в большинстве случаев они сами посадили себя в клетку, сами роют себе яму и сами себе наскучили.
Проигрывающие редко живут в настоящем, вместо этого они уничтожают настоящее, сосредоточиваясь на воспоминаниях о прошлом или на ожиданиях будущего. Проигрывающие, которые живут воспоминаниями, пребывают в старых добрых временах или в прошлых
личных несчастьях. Тоскуя по прошлому, Проигрывающие или цепляются за то, как "могли бы" произойти те или иные события, или оплакивают свою несчастную судьбу.
Проигрывающие жалеют себя и перекладывают ответственность за свою
неудовлетворительную жизнь на других. Обвинение других и оправдание себя являются частой ролью Проигрывающих. Проигрывающие, которые живут в прошлом, могут сокрушаться о том, что произошло бы, если бы только:
"Если бы только я женился на ком-нибудь другом..."
"Если бы только я имел другую работу..."
"Если бы только я окончил школу..."
"Если бы только я был красивым..."
"Если бы только мой супруг бросил пить..."
"Если бы только я родился богатым..."
"Если бы только я имел лучших родителей..."
Люди, которые живут в будущем, могут мечтать о каком-либо чуде, после
которого они смогут "зажить счастливо". Вместо того чтобы следовать своей собственной жизни, Проигрывающие ждут - ждут волшебного спасения. Какая замечательная жизнь начнется, когда:
"Когда наконец явится прекрасный принц или идеальная женщина..."
"Когда я кончу школу..."
"Когда вырастут дети..."
"Когда представится новая работа..."
"Когда босс умрет..."
"Когда я разбогатею..."
В противоположность тем, кто живет с иллюзией волшебного спасения,
некоторые Проигрывающие живут со страхом будущих несчастий, вызывая в воображении предвкушение того, что если:
"Что если я потеряю работу..."
"Что если я лишусь рассудка..."
"Что если что-нибудь упадет на меня..."
"Что если я сломаю ногу..."
"Что если я не понравлюсь им..."
"Что если я допущу ошибку..."
Непрерывно концентрируясь на будущем, такие Проигрывающие испытывают
тревогу в настоящем. Они беспокоятся сверх меры из-за своих предчувствий - реальных или воображаемых - проверок, уплаты счета, любовной истории, кризиса, болезни, отставки, погоды и т.д. Люди, слишком погруженные в свои сомнения, упускают действительные возможности настоящего, проходят мимо них.
Они занимают голову мыслями, не относящимися к делу в текущий момент. Их беспокойство искажает восприятие реальности. Следовательно, такие люди сами себе мешают видеть, слышать, чувствовать и понимать.
Проигрывающие неспособны полностью использовать возможности своих ощущений, их восприятие неточно и неполно. Они видят себя и других в кривом зеркале. Эффективное использование их способностей в реальной жизни затруднено.
Большую часть своего времени Проигрывающие играют роли, притворяясь, манипулируя, повторяя старые роли своего детства; они расходуют энергию на сохранение масок, часто пряча свое настоящее лицо.
Для играющего роли сама игра часто более важна, чем реальность.
Проигрывающие подавляют свои возможности к непосредственному и адекватному выражению полного спектра возможного поведения. Они могут не подозревать о возможности иного, более продуктивного, наполненного жизненного пути. Проигрывающие боятся оказаться в новых обстоятельствах и
прежде стремятся сохранить статус-кво, повторяя не только собственные ошибки, но не менее часто и ошибки своей семьи и культуры.
Проигрывающие избегают взаимной близости (привязанности) и не вступают в честные и откровенные отношения с другими. Вместо этого Проигрывающие пытаются манипулировать другими так, чтобы те поступали в соответствии с их ожиданиями. Силы Проигрывающих также часто направляются на то, чтобы жить, следуя ожиданиям других.
Люди, являющиеся Проигрывающими, используют свои умственные способности не лучшим образом, направляя их на рационализацию и интеллектуализацию. При рационализации Проигрывающие пытаются придать своим действиям благовидные предлоги.
При интеллектуализации они стремятся засыпать других пустым
красноречием. Поэтому многие их возможности остаются скрытыми, нереализованными и неосознанными.
Подобно сказочной Царевне-лягушке Проигрывающие заколдованы и живут в этой жизни, являясь кем-то другим, а не самим собой.
Вт 3 Ноя - 18:29
Человек, желающий открыть и изменить свои черты Проигрывающего, чтобы
больше походить на Выигрывающего, может использовать гештальтупражнения и Трансакционный анализ.
Это два увлекательных психологических подхода к человеческим проблемам.
Первому дал жизнь д-р Фредерик Перлз, второй был развит д-ром Эриком Берном.
Основными методическими приемами в гештальттерапии являются:
- использование фантазий;
- принцип пребывания в текущем моменте (принцип "здесь и теперь"), который является опытом "существования в
настоящем";
- предпочтительное употребление местоимения "я" по сравнению с
местоимением "это" как путь принятия ответственности за свое поведение;
- обучение тому, как говорить "с" кем-либо, а не "для" кого-либо;
- осознание своих телесных ощущений;
- обучение "пребыванию в своих чувствах", пока они не
будут поняты и интегрированы.
больше походить на Выигрывающего, может использовать гештальтупражнения и Трансакционный анализ.
Это два увлекательных психологических подхода к человеческим проблемам.
Первому дал жизнь д-р Фредерик Перлз, второй был развит д-ром Эриком Берном.
Основными методическими приемами в гештальттерапии являются:
- использование фантазий;
- принцип пребывания в текущем моменте (принцип "здесь и теперь"), который является опытом "существования в
настоящем";
- предпочтительное употребление местоимения "я" по сравнению с
местоимением "это" как путь принятия ответственности за свое поведение;
- обучение тому, как говорить "с" кем-либо, а не "для" кого-либо;
- осознание своих телесных ощущений;
- обучение "пребыванию в своих чувствах", пока они не
будут поняты и интегрированы.
Вт 3 Ноя - 18:52
Техника "двух стульев"
Попробуйте представить и проиграть все стороны своей личности.
Для этого нужно сосредоточится на том, Кто вы есть в действительности, т.е. как вы ведете себя сейчас, а не на том, почему
так себя ведет.
Часто люди осознают только одну из своих сторон. Иногда они могут осознавать их обе и говорить:
"Я или парю в небесах, как воздушный змей, или придавлен к земле депрессией";
"Я или раздражен и агрессивен, или напуган и полон сомнений".
Человек, личность которого расщеплена на части противоположностями, поступает по принципу "или-или"
- или высокомерно, или унижаясь;
- или беспомощно, или авторитарно;
- или безнравственно, или добродетельно.
Человек, который остается в тупике этих "противоположных сил" ведет внутреннюю войну.
Используя метод исполнения ролей Перлза, эти противостоящие силы могут быть обнаружены при помощи друг друга, примирены друг с другом, и, таким образом, может быть найден компромисс между ними или по крайней мере положено начало к осознанию их существования.
Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с каждой сменой роли. Исполняемая роль может быть ролью человека, какой он сейчас, ролью ребенка, матери, отца, супруга или начальника.
Исполняемая роль также может быть физическими симптомами - язвами, головной болью, болью в пояснице, потными ладонями, сильным сердцебиением.
Она даже может быть предметами, встретившимися во сне, такими, как часть мебели, животное,окно.
Исполнение ролей может применяться для того, чтобы прояснить некоторые отношения между людьми.
Чтобы достичь этого, один человек представляет другого на пустом стуле. Человек говорит с этим другим, высказывая то, что действительно у него на уме. Затем он может стать этим другим и отвечать. В этом процессе невысказанные обиды и чувства часто
выходят наружу и могут быть поняты и осознаны.
Различные части сна также могут исполняться для того, чтобы достичь более полного самоосознания. Согласно Перлзу, "сон - это царская дорога к интеграции личности"
Попробуйте представить и проиграть все стороны своей личности.
Для этого нужно сосредоточится на том, Кто вы есть в действительности, т.е. как вы ведете себя сейчас, а не на том, почему
так себя ведет.
Часто люди осознают только одну из своих сторон. Иногда они могут осознавать их обе и говорить:
"Я или парю в небесах, как воздушный змей, или придавлен к земле депрессией";
"Я или раздражен и агрессивен, или напуган и полон сомнений".
Человек, личность которого расщеплена на части противоположностями, поступает по принципу "или-или"
- или высокомерно, или унижаясь;
- или беспомощно, или авторитарно;
- или безнравственно, или добродетельно.
Человек, который остается в тупике этих "противоположных сил" ведет внутреннюю войну.
Используя метод исполнения ролей Перлза, эти противостоящие силы могут быть обнаружены при помощи друг друга, примирены друг с другом, и, таким образом, может быть найден компромисс между ними или по крайней мере положено начало к осознанию их существования.
Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с каждой сменой роли. Исполняемая роль может быть ролью человека, какой он сейчас, ролью ребенка, матери, отца, супруга или начальника.
Исполняемая роль также может быть физическими симптомами - язвами, головной болью, болью в пояснице, потными ладонями, сильным сердцебиением.
Она даже может быть предметами, встретившимися во сне, такими, как часть мебели, животное,окно.
Исполнение ролей может применяться для того, чтобы прояснить некоторые отношения между людьми.
Чтобы достичь этого, один человек представляет другого на пустом стуле. Человек говорит с этим другим, высказывая то, что действительно у него на уме. Затем он может стать этим другим и отвечать. В этом процессе невысказанные обиды и чувства часто
выходят наружу и могут быть поняты и осознаны.
Различные части сна также могут исполняться для того, чтобы достичь более полного самоосознания. Согласно Перлзу, "сон - это царская дорога к интеграции личности"
Вт 3 Ноя - 19:14
Эрик Берн и трансакционный анализ
Согласно д-ру Берну, его теория возникла, когда он наблюдал изменения в
поведении пациента, происходящие в нем при попадании в центр его внимания новых стимулов, таких, как слова, жест, звук. Эти изменения включали выражения лица, интонации голоса, структуру речи, телодвижения, мимику, позу и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента.
Он заметил, что эти различные внутренние Я по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Д-р Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах .
Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.
Трансакционный анализ -- это рациональный метод понимания поведения,
основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.
Берн говорит, что важной целью трансакционного анализа является установление "возможно более открытых и подлинных взаимодействий между эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности". Когда это происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свой интеллект, а не только одно за счет другого.
Гештальтметоды могут ускорить этот процесс, особенно в области чувств.
Согласно д-ру Берну, его теория возникла, когда он наблюдал изменения в
поведении пациента, происходящие в нем при попадании в центр его внимания новых стимулов, таких, как слова, жест, звук. Эти изменения включали выражения лица, интонации голоса, структуру речи, телодвижения, мимику, позу и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента.
Он заметил, что эти различные внутренние Я по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Д-р Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах .
Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.
Трансакционный анализ -- это рациональный метод понимания поведения,
основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.
Берн говорит, что важной целью трансакционного анализа является установление "возможно более открытых и подлинных взаимодействий между эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности". Когда это происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свой интеллект, а не только одно за счет другого.
Гештальтметоды могут ускорить этот процесс, особенно в области чувств.
Вт 3 Ноя - 19:21
Упражнение
Условие 1.Проверочный список черт
Быстро просмотрите следующий список черт. Используйте метку (v) для тех
черт, которые соответствуют Вашему мнению о себе. Используйте крестик (х), чтобы отметить черты, не свойственные Вам, и знак вопроса (?), если вы не уверены в ответе.
-- Нравлюсь себе
-- Остерегаюсь других или обижен ими
-- Люди могут доверять мне
-- Всегда сохраняю хорошее выражение лица
-- Обычно высказываю правильное мнение
-- Недоволен собой
-- Завишу от чужого мнения
-- Теряю время зря
-- Использую свои способности
-- Думаю сам за себя
-- Не могу найти работу
-- Верю в свои силы
-- Обычно высказываю ошибочное мнение
-- Люди мне нравятся
-- Мне не нравится мой пол
-- Обескуражен жизнью
-- Не люблю находиться среди людей
-- Не развиваю своих способностей
-- Доволен своим полом
-- Часто поступаю неправильно
-- Знаю свои чувства
-- Не понимаю себя
-- Чувствую себя скованным
-- Хорошо использую время
-- Люди избегают меня
-- Не интересуюсь общественными проблемами
-- Доволен своей работой
-- Получаю удовольствие от природы
-- Участвую в решении общественных проблем
-- Люди любят быть около меня
-- Компетентен в работе
-- Владею собой
-- Жизнь мне нравится
-- Не умею сдерживаться
-- Не нравлюсь себе
-- Недоволен своей работой
Теперь посмотрите на отмеченные Вами черты и попробуйте ответить на вопросы:.
1. Отражают ли они Ваш характер?
2. Это черты Выигрывающего, Проигрывающего или смешанные?
3. Какие черты Вы хотели бы изменить?
Условие 1.Проверочный список черт
Быстро просмотрите следующий список черт. Используйте метку (v) для тех
черт, которые соответствуют Вашему мнению о себе. Используйте крестик (х), чтобы отметить черты, не свойственные Вам, и знак вопроса (?), если вы не уверены в ответе.
-- Нравлюсь себе
-- Остерегаюсь других или обижен ими
-- Люди могут доверять мне
-- Всегда сохраняю хорошее выражение лица
-- Обычно высказываю правильное мнение
-- Недоволен собой
-- Завишу от чужого мнения
-- Теряю время зря
-- Использую свои способности
-- Думаю сам за себя
-- Не могу найти работу
-- Верю в свои силы
-- Обычно высказываю ошибочное мнение
-- Люди мне нравятся
-- Мне не нравится мой пол
-- Обескуражен жизнью
-- Не люблю находиться среди людей
-- Не развиваю своих способностей
-- Доволен своим полом
-- Часто поступаю неправильно
-- Знаю свои чувства
-- Не понимаю себя
-- Чувствую себя скованным
-- Хорошо использую время
-- Люди избегают меня
-- Не интересуюсь общественными проблемами
-- Доволен своей работой
-- Получаю удовольствие от природы
-- Участвую в решении общественных проблем
-- Люди любят быть около меня
-- Компетентен в работе
-- Владею собой
-- Жизнь мне нравится
-- Не умею сдерживаться
-- Не нравлюсь себе
-- Недоволен своей работой
Теперь посмотрите на отмеченные Вами черты и попробуйте ответить на вопросы:.
1. Отражают ли они Ваш характер?
2. Это черты Выигрывающего, Проигрывающего или смешанные?
3. Какие черты Вы хотели бы изменить?
Вт 3 Ноя - 19:28
Условие 2.Шкала Выигрывающий/Проигрывающий
Оцените Ваши чувства к себе, к тому, чего Вы достигли в своей жизни, и Ваши отношения с другими, поместите свою оценку где-либо вдоль следующего континуума.
Считайте, что один конец континуума соответствует трагическому
Проигрывающему, а другой конец - совершенно благополучному Выигрывающему.
Оцените Ваши чувства к себе, к тому, чего Вы достигли в своей жизни, и Ваши отношения с другими, поместите свою оценку где-либо вдоль следующего континуума.
Считайте, что один конец континуума соответствует трагическому
Проигрывающему, а другой конец - совершенно благополучному Выигрывающему.
Каким Вы себя чувствуете?
Проигрывающий
Выигрывающий
Как Вы относитесь к своим достижениям?
Проигрывающий
Выигрывающий
Как Вы воспринимаете свои отношения с другими людьми?
Проигрывающий
Выигрывающий
Вы удовлетворены тем, где Вы себя расположили?
Если нет, то что бы Вы хотели изменить?
Если нет, то что бы Вы хотели изменить?
Вт 3 Ноя - 19:31
Условие 3. Исполнение ролей внутреннего диалога
В дальнейшем Вы не должны отвлекаться или прислушиваться к чему-либо постороннему, так как Вы будете вести диалог, повторяющийся в Вашей голове, и начнете осознавать смысл этого диалога.
- Вслушайтесь в него. Кто говорит в Вашей голове? Вы говорите с определенным человеком?
- Теперь постарайтесь "вывести" этот диалог наружу. Установите два стула напротив друг друга. Используя метод исполнения ролей Перлза, произнесите этот диалог вслух. Меняйте стулья со сменой ролей.
- Попытайтесь привести этот диалог к какому-либо заключению.
В дальнейшем Вы не должны отвлекаться или прислушиваться к чему-либо постороннему, так как Вы будете вести диалог, повторяющийся в Вашей голове, и начнете осознавать смысл этого диалога.
- Вслушайтесь в него. Кто говорит в Вашей голове? Вы говорите с определенным человеком?
- Теперь постарайтесь "вывести" этот диалог наружу. Установите два стула напротив друг друга. Используя метод исполнения ролей Перлза, произнесите этот диалог вслух. Меняйте стулья со сменой ролей.
- Попытайтесь привести этот диалог к какому-либо заключению.
Вт 3 Ноя - 19:59
Каждая личность имеет три состояния Я, которые являются отдельными и особыми источниками поведения:
- состояние Я Родителя,
- состояние Я Взрослого,
- состояние Я Ребенка.
И это не абстрактные понятия, а реальность.
Состояние Я Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим.
Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка.
Состояние Я Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым
и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
Состояние Я Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Онотакже содержит запись ранних детских
переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как "старое" (архаическое) поведение детства.
Когда Вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делали ваши родители, Вы находитесь в состоянии Я Родителя.
Когда Вы имеете дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой, Вы находитесь в состоянии Я Взрослого.
Когда Вы чувствуете и ведете себя подобно тому, как Вы делали это в детстве, Вы находитесь в состоянии Я Ребенка.
Люди, находясь в каждом состоянии Я, могут по-разному чувствовать, обонять, осязать, говорить, слушать, смотреть и вести себя.
Примеры реакций:
На сцену насилия на улице
Родитель: Поделом этой девице, нечего выходить на улицу так поздно.
Взрослый: Мне лучше вызвать полицию.
Ребенок: Право, разве это не захватывающая сцена!
На предложение куска шоколадного торта во время диеты
Родитель: Смелее, милый, это поддержит твои силы.
Взрослый: Этот кусок торта должен содержать по крайней мере четыреста калорий. Я лучше воздержусь от него.
Ребенок: Какой вкусный тортЯ могу съесть его весь.
На звуки рок-музыки
Родитель: Какую ужасную гадость слушают наши дети!
Взрослый: Мне трудно думать или разговаривать, когда звучит такая громкая музыка.
Ребенок: Эта мелодия вызывает у меня желание танцевать.
Каждое состояние Я имеет свою собственную программу. Некоторые люди из одного состояния Я откликаются чаще, чем из других. Например, те, которые откликаются чаще из состояния Родителя, видят мир глазами своих родителей. В этом случае их способности воспринимать этот мир снижены или искажены.
- состояние Я Родителя,
- состояние Я Взрослого,
- состояние Я Ребенка.
И это не абстрактные понятия, а реальность.
Состояние Я Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим.
Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка.
Состояние Я Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым
и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
Состояние Я Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Онотакже содержит запись ранних детских
переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как "старое" (архаическое) поведение детства.
Когда Вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делали ваши родители, Вы находитесь в состоянии Я Родителя.
Когда Вы имеете дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой, Вы находитесь в состоянии Я Взрослого.
Когда Вы чувствуете и ведете себя подобно тому, как Вы делали это в детстве, Вы находитесь в состоянии Я Ребенка.
Люди, находясь в каждом состоянии Я, могут по-разному чувствовать, обонять, осязать, говорить, слушать, смотреть и вести себя.
Примеры реакций:
На сцену насилия на улице
Родитель: Поделом этой девице, нечего выходить на улицу так поздно.
Взрослый: Мне лучше вызвать полицию.
Ребенок: Право, разве это не захватывающая сцена!
На предложение куска шоколадного торта во время диеты
Родитель: Смелее, милый, это поддержит твои силы.
Взрослый: Этот кусок торта должен содержать по крайней мере четыреста калорий. Я лучше воздержусь от него.
Ребенок: Какой вкусный тортЯ могу съесть его весь.
На звуки рок-музыки
Родитель: Какую ужасную гадость слушают наши дети!
Взрослый: Мне трудно думать или разговаривать, когда звучит такая громкая музыка.
Ребенок: Эта мелодия вызывает у меня желание танцевать.
Каждое состояние Я имеет свою собственную программу. Некоторые люди из одного состояния Я откликаются чаще, чем из других. Например, те, которые откликаются чаще из состояния Родителя, видят мир глазами своих родителей. В этом случае их способности воспринимать этот мир снижены или искажены.
Вт 3 Ноя - 20:38
Дни решений
К восьми годам у детей развивается представление о своей ценности. У них также формируется представление о ценности окружающих. К этому времени выкристаллизовывается их жизненный опыт, и они решают, что он означает для них, какие роли и как они собираются играть.
Вот классический пример.
Отец Александры был хроническим алкоголиком. Когда он напивался, то кричал на неё и пытался ударить. Саша пряталась от него. Однажды отец пришел домой , схватил кухонный нож и начал метаться по дому. Девочка спряталась в шкафу. Там было темно и страшно. Ей было около четырех лет. В этот день Саша решила, что мужчины - это грубые животные, которые всегда будут только обижать её.
Девочка поняла, что:
- "Если бы я была более красивой, он любил бы меня".
Она решила, что она не хороша.
В вышеприведенном случае женщина приняла психологические позиции:
- "Я ничего не стою"
- "Я - не о'кей"
- "Мужчины - это животные, которые будут обижать меня"
- "Мужчины - не о'кей".
На основе этих позиций она выбирала людей, которые играли определенные роли, соответствующие ее жизненному сценарию.
Бетти вышла замуж за "животное", ее муж был алкоголиком. В дополнение к этому она часто играла на людях в игру "Насильник".
Привлекая мужчину беседой, она пыталась его соблазнить. Если он поддавался на это, то она с возмущением отвергала его, еще раз убеждаясь, что "мужчины - это животные, которые хотят обидеть ее".
Психологические позиции:
1. "Я -- о'кей, Вы -- о'кей" - психологически здоровая
позиция. Люди с такой позицией относительно себя и других могут конструктивно решать свои проблемы. Их ожидания, вероятно, будут адекватны. Они признают значимость других.
2. "Я -- о'кей, Вы -- не о'кей" - это позиция людей, которые чувствуют себя обманутыми или преследуемыми и поэтому обманывают или преследуют других. Они упрекают других в своих ошибках.
Аферисты и преступники часто имеют эту позицию, принимающую форму параноидного поведения, которое в крайних своих проявлениях может привести к убийству.
3."Я -- не о'кей, Вы -- о'кей" - позиция людей, чувствующих свое бессилие, когда они сравнивают себя с другими. Эта позиция приводит их к отдалению от людей, депрессии и в крайних
случаях к самоубийству.
4."Я -- не о'кей, Вы -- не о'кей" - позиция тех, кто теряет интерес к жизни и может совершить самоубийство или убийство.
Люди с первой позицией чувствуют: "Жизнь стоит эго, чтобы жить".
Со второй позицией они чувствуют: "Ваша жизнь немногого стоит".
С третьей позицией: "Моя жизнь немногого стоит".
И с четвертой позицией: "Жизнь вообще ничего не стоит".
К восьми годам у детей развивается представление о своей ценности. У них также формируется представление о ценности окружающих. К этому времени выкристаллизовывается их жизненный опыт, и они решают, что он означает для них, какие роли и как они собираются играть.
Вот классический пример.
Отец Александры был хроническим алкоголиком. Когда он напивался, то кричал на неё и пытался ударить. Саша пряталась от него. Однажды отец пришел домой , схватил кухонный нож и начал метаться по дому. Девочка спряталась в шкафу. Там было темно и страшно. Ей было около четырех лет. В этот день Саша решила, что мужчины - это грубые животные, которые всегда будут только обижать её.
Девочка поняла, что:
- "Если бы я была более красивой, он любил бы меня".
Она решила, что она не хороша.
В вышеприведенном случае женщина приняла психологические позиции:
- "Я ничего не стою"
- "Я - не о'кей"
- "Мужчины - это животные, которые будут обижать меня"
- "Мужчины - не о'кей".
На основе этих позиций она выбирала людей, которые играли определенные роли, соответствующие ее жизненному сценарию.
Бетти вышла замуж за "животное", ее муж был алкоголиком. В дополнение к этому она часто играла на людях в игру "Насильник".
Привлекая мужчину беседой, она пыталась его соблазнить. Если он поддавался на это, то она с возмущением отвергала его, еще раз убеждаясь, что "мужчины - это животные, которые хотят обидеть ее".
Психологические позиции:
1. "Я -- о'кей, Вы -- о'кей" - психологически здоровая
позиция. Люди с такой позицией относительно себя и других могут конструктивно решать свои проблемы. Их ожидания, вероятно, будут адекватны. Они признают значимость других.
2. "Я -- о'кей, Вы -- не о'кей" - это позиция людей, которые чувствуют себя обманутыми или преследуемыми и поэтому обманывают или преследуют других. Они упрекают других в своих ошибках.
Аферисты и преступники часто имеют эту позицию, принимающую форму параноидного поведения, которое в крайних своих проявлениях может привести к убийству.
3."Я -- не о'кей, Вы -- о'кей" - позиция людей, чувствующих свое бессилие, когда они сравнивают себя с другими. Эта позиция приводит их к отдалению от людей, депрессии и в крайних
случаях к самоубийству.
4."Я -- не о'кей, Вы -- не о'кей" - позиция тех, кто теряет интерес к жизни и может совершить самоубийство или убийство.
Люди с первой позицией чувствуют: "Жизнь стоит эго, чтобы жить".
Со второй позицией они чувствуют: "Ваша жизнь немногого стоит".
С третьей позицией: "Моя жизнь немногого стоит".
И с четвертой позицией: "Жизнь вообще ничего не стоит".
Вт 3 Ноя - 20:55
Современные люди носят много масок и имеют много видов психологической
защиты, из-за которых их подлинная сущность остается ограниченной и не осознанной даже для них самих. Возможность встречи со своей подлинной сущностью - изучение своей самости - может быть пугающей. Многие боятся открыть самое плохое в себе. Они также испытывают скрытый страх перед возможностью обнаружить самое хорошее.
Упражнения
Выберите место, где Вам не могли бы помешать. Выделите время, достаточное, чтобы представить каждую воображаемую ситуацию в деталях, рассмотрите следующие вопросы.
1. Изучение состояний Вашего Я
Ваш Родитель
- Вспомните что-нибудь в своем поведении, что Вы заимствовали от родителей, и, если возможно, воспроизведите это своему супругу/супруге, ребенку, друзьям или коллегам по работе.
- Вспомните какое-нибудь родительское утверждение, которое Вы до сих пор слышите внутри себя и которому Вы следуете, с которым Вы боретесь или перед которым чувствуете смущение.
Ваш Взрослый
- Вспомните недавнюю ситуацию, в которой Вы собрали факты и на их основе приняли разумное решение. Вспомните недавнюю ситуацию, в которой Вы чувствовали себя враждебно настроенным и агрессивным (или рассерженным, подавленным и т.д.) и тем не менее были способны разумно и правильно действовать, несмотря на Ваши чувства.
Ваш Ребенок
- Вспомните какую-нибудь форму манипулирования, которую Вы использовали в детстве и применяете до сих пор.
- Вспомните, что доставляло Вам радость в детстве и что Вы с удовольствием делаете до сих пор.
защиты, из-за которых их подлинная сущность остается ограниченной и не осознанной даже для них самих. Возможность встречи со своей подлинной сущностью - изучение своей самости - может быть пугающей. Многие боятся открыть самое плохое в себе. Они также испытывают скрытый страх перед возможностью обнаружить самое хорошее.
Упражнения
Выберите место, где Вам не могли бы помешать. Выделите время, достаточное, чтобы представить каждую воображаемую ситуацию в деталях, рассмотрите следующие вопросы.
1. Изучение состояний Вашего Я
Ваш Родитель
- Вспомните что-нибудь в своем поведении, что Вы заимствовали от родителей, и, если возможно, воспроизведите это своему супругу/супруге, ребенку, друзьям или коллегам по работе.
- Вспомните какое-нибудь родительское утверждение, которое Вы до сих пор слышите внутри себя и которому Вы следуете, с которым Вы боретесь или перед которым чувствуете смущение.
Ваш Взрослый
- Вспомните недавнюю ситуацию, в которой Вы собрали факты и на их основе приняли разумное решение. Вспомните недавнюю ситуацию, в которой Вы чувствовали себя враждебно настроенным и агрессивным (или рассерженным, подавленным и т.д.) и тем не менее были способны разумно и правильно действовать, несмотря на Ваши чувства.
Ваш Ребенок
- Вспомните какую-нибудь форму манипулирования, которую Вы использовали в детстве и применяете до сих пор.
- Вспомните, что доставляло Вам радость в детстве и что Вы с удовольствием делаете до сих пор.
Вт 3 Ноя - 21:00
Упражнение. Состояния Вашего Я и Ваши чувства
1. Представьте себя дома одного в грозовую ночь. Вы проспали несколько часов. Неожиданно раздается звонок в дверь, и по бою часов Вы узнаете, что сейчас три часа ночи.
- Какие чувства и мысли возникли у Вас? Что Вы станете делать?
- Что бы Вы почувствовали в детстве? Чувствуете ли Вы то же и теперь?
- Как поступил бы каждый из Ваших родителей? Будут ли Ваши действия сходными с действиями одного из Ваших родителей?
- Как Вы считаете, что "лучше всего" сделать?
2. Представьте, что Вы пришли, как обычно, на работу. Ваш чем-то рассерженный шеф руководитель уже ожидает Вас и неожиданно обрушивается на Вас с обвинениями в том, что Вы забыли что-то сделать.
- Какие чувства и мысли возникли у Вас? Что Вы станете делать?
- Какие чувства возникли бы у Вас в детстве, если начальник был Вашим родителем или учителем? Чувствуете ли Вы то же и теперь?
- Как поступил бы каждый из Ваших родителей? Будут ли Ваши действия сходными с действиями одного из Ваших родителей?
- Как Вы считаете, как нужно "лучше всего" поступить?
1. Представьте себя дома одного в грозовую ночь. Вы проспали несколько часов. Неожиданно раздается звонок в дверь, и по бою часов Вы узнаете, что сейчас три часа ночи.
- Какие чувства и мысли возникли у Вас? Что Вы станете делать?
- Что бы Вы почувствовали в детстве? Чувствуете ли Вы то же и теперь?
- Как поступил бы каждый из Ваших родителей? Будут ли Ваши действия сходными с действиями одного из Ваших родителей?
- Как Вы считаете, что "лучше всего" сделать?
2. Представьте, что Вы пришли, как обычно, на работу. Ваш чем-то рассерженный шеф руководитель уже ожидает Вас и неожиданно обрушивается на Вас с обвинениями в том, что Вы забыли что-то сделать.
- Какие чувства и мысли возникли у Вас? Что Вы станете делать?
- Какие чувства возникли бы у Вас в детстве, если начальник был Вашим родителем или учителем? Чувствуете ли Вы то же и теперь?
- Как поступил бы каждый из Ваших родителей? Будут ли Ваши действия сходными с действиями одного из Ваших родителей?
- Как Вы считаете, как нужно "лучше всего" поступить?
Вт 3 Ноя - 21:05
Анализ трансакций
Упражнение 3. Ваша о'кей позиция
Представьте себя лицом к лицу с человеком, являющимся для Вас авторитетом, который смотрит Вам прямо в глаза и спрашивает: "Вы чувствуете, что Вы о'кей или не о'кей?"
- Какие бы у Вас возникли чувства и мысли? Что бы Вы ответили?
- Можете ли Вы вспомнить, когда Вы решили, что Вы о'кей или не о'кей?
- Вообразите эту сцену снова. Кто при этом присутствовал и что при этом происходило? Попытайтесь снова пережить ее.
Упражнение 3. Ваша о'кей позиция
Представьте себя лицом к лицу с человеком, являющимся для Вас авторитетом, который смотрит Вам прямо в глаза и спрашивает: "Вы чувствуете, что Вы о'кей или не о'кей?"
- Какие бы у Вас возникли чувства и мысли? Что бы Вы ответили?
- Можете ли Вы вспомнить, когда Вы решили, что Вы о'кей или не о'кей?
- Вообразите эту сцену снова. Кто при этом присутствовал и что при этом происходило? Попытайтесь снова пережить ее.
Вт 3 Ноя - 21:06
Упражнение 4. Ваша половая о'кей позиция
Представьте себе ситуацию, в которой важна Ваша половая роль.
Вообразите себя супругом/супругой, другом/подругой или родителем.
Вы чувствуете себя о'кей или не о'кей мужчиной/женщиной?
- Вспомните установки Ваших родителей по отношению к Вашей мужесвенности/женственности? Попытайтесь вспомнить, какие слова они при этом говорили.
- Попытайтесь вспомнить какой-нибудь эпизод из Вашей жизни, в котором имел значение Ваш пол, и попробуйте пережить его заново.
Представьте себе ситуацию, в которой важна Ваша половая роль.
Вообразите себя супругом/супругой, другом/подругой или родителем.
Вы чувствуете себя о'кей или не о'кей мужчиной/женщиной?
- Вспомните установки Ваших родителей по отношению к Вашей мужесвенности/женственности? Попытайтесь вспомнить, какие слова они при этом говорили.
- Попытайтесь вспомнить какой-нибудь эпизод из Вашей жизни, в котором имел значение Ваш пол, и попробуйте пережить его заново.
Вт 3 Ноя - 21:17
Жажда контакта
Каждому младенцу для того, чтобы нормально расти, необходимы контакты.
Положительные контакты поощряют детей вырастать Выигрывающими, которыми они и рождены быть. Пренебрежение формирует Проигрывающих. Детей, которых игнорировали или которые имели отрицательные контакты, поощряют становиться
Проигрывающими.
Если не вмешаться в этот процесс и не бороться со сценарием
Проигрывающего, то такие люди будут стремиться делать Проигрывающими и других.
Ваше душевное и физическое здоровье, вероятно, зависит от того, каким образом с Вами контактировали и Вас признавали. Если у Вас имеется отрицательный опыт в этой области и Вы хотите расширить свои способности, то никогда не поздно начать учиться этому.
Обучение тому, как изменить старые привычки проявления пренебрежения, не всегда дается легко. Тем не менее люди способны осознать, как они пренебрегают собой и остальными, и развивать новый стиль поведения. Вместо того чтобы давать пренебрежительные оценки, они могут сознательно
активизировать свое состояние Взрослого, чтобы сдерживать деструктивные замечания и поведение. Они могут фильтровать через состояние Я Взрослого то, что они выбирали из состояния Я Родителя и Ребенка. Вместо пренебрежения они могут создавать положительные контакты с окружающими. Они принимают ответственность за свое поведение.
Родителям, которые пытаются добиться таких изменений, обычно требуется больше данных Взрослого. Они нуждаются в психологической помощи. Им необходимо изучать развитие детей, наблюдать родителей, чьи воспитательные методы действуют более успешно, работать над трансакциями, которые служат для поддержания детей.
Когда люди принимают решение поступать таким образом, они разговаривают открыто, их сообщения становятся более соответствующими ситуации - ясными, содержательными, прямыми и уместными.
Когда маленькая девочка спрашивает, может ли она надеть новое платье, родители отвечают ей "да" или "нет" и рационально объясняют почему. Когда жена спрашивает мужа, когда он вернется домой, он отвечает ей то, что ему известно об этом.
Время структурируется в процессе получения, передачи и избегания контактов. Отдаление - один из путей избегания контактов. Ритуалы и развлечения предусматривают минимальные контакты на поверхностном уровне.
Игры также являются источником контактов - часто отрицательных.
Деятельность и искренность, дающие положительные контакты, отличают Выигрывающих.
Каждому младенцу для того, чтобы нормально расти, необходимы контакты.
Положительные контакты поощряют детей вырастать Выигрывающими, которыми они и рождены быть. Пренебрежение формирует Проигрывающих. Детей, которых игнорировали или которые имели отрицательные контакты, поощряют становиться
Проигрывающими.
Если не вмешаться в этот процесс и не бороться со сценарием
Проигрывающего, то такие люди будут стремиться делать Проигрывающими и других.
Ваше душевное и физическое здоровье, вероятно, зависит от того, каким образом с Вами контактировали и Вас признавали. Если у Вас имеется отрицательный опыт в этой области и Вы хотите расширить свои способности, то никогда не поздно начать учиться этому.
Обучение тому, как изменить старые привычки проявления пренебрежения, не всегда дается легко. Тем не менее люди способны осознать, как они пренебрегают собой и остальными, и развивать новый стиль поведения. Вместо того чтобы давать пренебрежительные оценки, они могут сознательно
активизировать свое состояние Взрослого, чтобы сдерживать деструктивные замечания и поведение. Они могут фильтровать через состояние Я Взрослого то, что они выбирали из состояния Я Родителя и Ребенка. Вместо пренебрежения они могут создавать положительные контакты с окружающими. Они принимают ответственность за свое поведение.
Родителям, которые пытаются добиться таких изменений, обычно требуется больше данных Взрослого. Они нуждаются в психологической помощи. Им необходимо изучать развитие детей, наблюдать родителей, чьи воспитательные методы действуют более успешно, работать над трансакциями, которые служат для поддержания детей.
Когда люди принимают решение поступать таким образом, они разговаривают открыто, их сообщения становятся более соответствующими ситуации - ясными, содержательными, прямыми и уместными.
Когда маленькая девочка спрашивает, может ли она надеть новое платье, родители отвечают ей "да" или "нет" и рационально объясняют почему. Когда жена спрашивает мужа, когда он вернется домой, он отвечает ей то, что ему известно об этом.
Время структурируется в процессе получения, передачи и избегания контактов. Отдаление - один из путей избегания контактов. Ритуалы и развлечения предусматривают минимальные контакты на поверхностном уровне.
Игры также являются источником контактов - часто отрицательных.
Деятельность и искренность, дающие положительные контакты, отличают Выигрывающих.
Вт 3 Ноя - 21:25
Упражнения
1. Вы и контакты
Чтобы лучше осознать тип Ваших контактов, вспомните, как Вы провели последние сорок восемь часов. Оцените Ваши способности давать и принимать контакты.
- С кем Вы контактировали? Как Вы контактировали? Положительно?
Отрицательно?
- Избегали ли Вы контактов с кем-либо? Почему? Хотели ли Вы контактов с кем-либо? Почему?
- Кто контактировал с Вами? Как они контактировали? Положительно?
Отрицательно?
- Избегали ли Вы чьего-либо желания контактировать с Вами? Почему?
- Хотели ли Вы, чтобы кто-либо контактировал с Вами?
Теперь оцените частоту Ваших контактов, их напряженность, искренность
1. Вы и контакты
Чтобы лучше осознать тип Ваших контактов, вспомните, как Вы провели последние сорок восемь часов. Оцените Ваши способности давать и принимать контакты.
- С кем Вы контактировали? Как Вы контактировали? Положительно?
Отрицательно?
- Избегали ли Вы контактов с кем-либо? Почему? Хотели ли Вы контактов с кем-либо? Почему?
- Кто контактировал с Вами? Как они контактировали? Положительно?
Отрицательно?
- Избегали ли Вы чьего-либо желания контактировать с Вами? Почему?
- Хотели ли Вы, чтобы кто-либо контактировал с Вами?
Теперь оцените частоту Ваших контактов, их напряженность, искренность
Ср 4 Ноя - 1:05
... он был тем, что он смог совершить
Права доступа к этому форуму:
Вы можете отвечать на сообщения
ГЕШТАЛЬТ,
ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ
ИЛИ ПРОБУЖДЕHИЕ ОТ КОШМАРА
В книге «Гештальт, ведущий к просветлению» Джон Энрайт объединил западный и восточный подход к природе человека. В русле первого, где человек, насколько бы развитым он ни был, может прийти к чему-то лучшему, гештальттерапия становится уникальным и эффективным методом решения проблем трансформации и личностного роста.
С точки зрения восточного подхода, подразумевающего, что человек уже совершенен, гештальттерапия оказывается прекрасным средством пробуждения человека, освобождения от иллюзий. Благодаря этой универсальности каждый из нас может выбрать то, что окажется ему ближе и интереснее в гештальттерапии и в этой книге в частности.
Перевод Центра гуманистических технологий "Человек".
СПб., 1994
Терминологическая правка В.Данченко.
К., 2002
________________________________________
ссылка