- Baedarадмин
- Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645
Психология развития личности. Возрастные кризисы
Ср 10 Янв - 13:45
Возрастные кризисы — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии, ведущие к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.
Согласно Л.С.Выготскому, самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований.
Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов состоит в том, что они не сохраняются в том виде, в котором возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в общую структуру будущей личности.
Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни.
Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития.
Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция
помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.
Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами.
• развитие ходьбы. Ходьба — основное средство передвижения в пространстве, основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
• появление первого слова: ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название, увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.
• у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, которые особенно выявляются, когда ребенку в чем-то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.).
В младенческом возрасте «...автономной речью, практическими действиями, негативизмом, капризами ребенок обособляется от взрослых настаивает на своей самости».
Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего
«Я».
Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Л.С.Выготский. Характеристики кризиса трех лет:
• Негативизм (ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого).
• Упрямство (реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались).
• Строптивость (направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни).
• Своеволие, своенравие (связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам).
Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого.
Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.
У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе.
Он психологически отделяется от близких взрослых.
Причины кризиса трех лет кроются в столкновении потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу».
Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка.
Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции»,
которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.
Меняется и среда, и отношение ребенка к среде.
Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе.
Происходит активное формирование самооценки.
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений.
То, что было значимо раньше, становится второстепенным.
Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то, что связано с
игрой,— менее важным.
Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с
психологической готовностью ребенка к школе.
Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.
Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.
Кризис проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора
специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.
В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.
Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального (отношение к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени),авторство в становлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь.
В юности происходит овладение профессией ,создание своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизни.
Выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.
Иногда происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей.
Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене
профессии, уклада семейной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми.
Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни, в целом он знаменует переход от молодости к зрелости.
Смысл — это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву.
Проблема смысла возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е.когда цель была поставлена неверно.
Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов.
Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью.
Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни.
Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.
Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.
Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности.
Под идентичностью понимается некая не тождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д.
В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пенсию.
Сказывается нарушение режима и уклада жизни.
Наблюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и материальное положение.
Кризис может осложниться утратой близких.
Основная причина психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психологических духовных и биологических возможностей человека.
Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.
Согласно Л.С.Выготскому, самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований.
Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов состоит в том, что они не сохраняются в том виде, в котором возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в общую структуру будущей личности.
Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни.
Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития.
Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция
помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.
Кризис одного года:
Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами.
• развитие ходьбы. Ходьба — основное средство передвижения в пространстве, основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
• появление первого слова: ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название, увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.
• у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, которые особенно выявляются, когда ребенку в чем-то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.).
В младенческом возрасте «...автономной речью, практическими действиями, негативизмом, капризами ребенок обособляется от взрослых настаивает на своей самости».
Кризис трех лет:
Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего
«Я».
Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Л.С.Выготский. Характеристики кризиса трех лет:
• Негативизм (ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого).
• Упрямство (реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались).
• Строптивость (направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни).
• Своеволие, своенравие (связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам).
Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого.
Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.
У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе.
Он психологически отделяется от близких взрослых.
Причины кризиса трех лет кроются в столкновении потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу».
Кризис семи лет:
Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка.
Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции»,
которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.
Меняется и среда, и отношение ребенка к среде.
Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе.
Происходит активное формирование самооценки.
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений.
То, что было значимо раньше, становится второстепенным.
Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то, что связано с
игрой,— менее важным.
Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с
психологической готовностью ребенка к школе.
Кризис юности:
Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.
Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.
Кризис проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора
специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.
В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.
Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального (отношение к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени),авторство в становлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь.
В юности происходит овладение профессией ,создание своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизни.
Кризис 30 лет:
Выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.
Иногда происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей.
Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене
профессии, уклада семейной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми.
Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни, в целом он знаменует переход от молодости к зрелости.
Смысл — это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву.
Проблема смысла возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е.когда цель была поставлена неверно.
Кризис 40 лет:
Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов.
Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью.
Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни.
Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.
Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.
Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности.
Под идентичностью понимается некая не тождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д.
Кризис ухода на пенсию:
В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пенсию.
Сказывается нарушение режима и уклада жизни.
Наблюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и материальное положение.
Кризис может осложниться утратой близких.
Основная причина психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психологических духовных и биологических возможностей человека.
- Baedarадмин
- Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645
Re: Психология развития личности. Возрастные кризисы
Ср 10 Янв - 14:22
Взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет различные качества и свойства, совокупность которых образует личность.
«Личность, - пишет Г.К. Селевко в книге "Современные образовательные технологии" (М.: "Народное образование", 1998), - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:
Забота о всестороннем развитии личности - одна из важных направлений деятельности современной психологии.
Одна из ошибок общеобразовательной школы заключается в том, что она перегружает головы учеников знаниями, не обращая должного внимания на развитие их способностей: роль знаний преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития.
Деятельность детей и способы приобретения ими знаний зачастую остаются вне поля зрения педагога.
Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.
Психологи утверждают, что в настоящее время только 15-25 % школьников несут задатки в области интеллектуальной деятельности. Следовательно, только эти дети могут успевать при традиционных технологиях обучения. А остальным 75-85 % современные требования непосильны.
Важен тот факт, что подавляющее большинство детей теряет интерес к учению, находится в
состоянии умственной перегрузки, чувствует свою неполноценность.
Из этого следует педагогический вывод: необходимо реформировать учебный процесс.
Основная цель – установить соответствие между возможностями детей и предъявляемыми к ним требованиями.
Изменить такое положение может радикальная переориентация образования, поворот от культа знаний к всестороннему развитию личности.
Именно возможность саморазвития и самостоятельного обновления знаний подготавливают молодого человека к жизни в современном мире.
Это означает психологизацию образования, построение и контроль образовательного
процесса от возможностей и потребностей ученика.
В течение жизни личность претерпевает изменения, которые называют развитием.
Способность к развитию заложена в человеке природой.
Рассмотрим, что такое "развитие" вообще и "развитие личности" в частности.
1)."Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и
сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое
качественное состояние объекта - его состава или структуры". («Советский
энциклопедический словарь», М., «Советская энциклопедия». - 1987, с. 1097)
2)."Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов" («Философский энциклопедический словарь». -М., 1993, с. 561).
3).Развитие - «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему" («Словарь русского языка» С.И. Ожегова, М., «Русский язык», 1987, с. 558). То есть, в основе развития лежит процесс создания и освоения
новшества.
4)."Развитие - эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности". (Брокгауз и Ефрон. «Энциклопедический словарь», С.-Петербург, 1904, т. 79, с. 135).
В этом определении подчеркивается субъективная природа развития социальных субъектов, его идентичность саморазвитию, связь процессов развития с социальными ценностями.
5).Развитие - процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное: переход от старого состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Исходя из этих понятий, конкретизируем понятие "развитие" применительно к личности обучающегося:
Исходя из этого, можно сказать, что развитие личности - это направленное, закономерное физическое и психическое изменение индивида, происходящее в ходе специально организованного планомерного педагогического процесса, приводящее к качественному и количественному изменению состояния и свойств обучающихся, улучшению их адаптивности к условиям окружающей среды и повышению их социальной ценности.
Жизнь опровергла постулаты советской педагогики: "все дети по способностям равны" и "ребенок — чистый лист, на котором можно написать все, что угодно".
Учеными доказано: все дети различны по своим качествам и свойствам, поэтому выбор значимых в обучении индивидуальных особенностей для отслеживания изменений в развитии ребенка следует проводить с опорой на категорию «структура личности», отражающей в обобщенном виде все ее стороны.
По К.К. Платонову в структуре личности сочетаются биологические (наследственные) и социальные (приобретенные) качества, составляющие подсистемы:
Все подсистемы качеств личности связаны между собой, обуславливают и часто компенсируют друг друга, представляя целостную систему.
Природа заложила в каждого человека сложный, но безупречно работающий механизм самоорганизации, саморазвития и самообучения.
И главная деталь этого механизма – чувственный опыт, который способен перевести все внешние признаки окружающих явлений в систему адекватных оценок, рефлексии и
мотивации.
Роль педагога – помочь ребенку использовать заложенный в него природой универсальный механизм.
К высшим психическим функциям относятся:
Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми.
И лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями ребенка.
Развитие высших психических функций идет через общение ребёнка со взрослыми, через
возникновение речи, как орудия и условие возникновения, формирования высших психических функций.
Что такое личность?
«Личность, - пишет Г.К. Селевко в книге "Современные образовательные технологии" (М.: "Народное образование", 1998), - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:
- совокупность социально значимых свойств человека;
- система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;
- система деятельности, социальных ролей, поведенческих актов;
- осознание окружающего мира и себя в нем;
- система потребностей;
- совокупность способностей и творческих возможностей;
- совокупность реакций на внешние условия и т.д.»
Забота о всестороннем развитии личности - одна из важных направлений деятельности современной психологии.
Одна из ошибок общеобразовательной школы заключается в том, что она перегружает головы учеников знаниями, не обращая должного внимания на развитие их способностей: роль знаний преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития.
Деятельность детей и способы приобретения ими знаний зачастую остаются вне поля зрения педагога.
Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.
Психологи утверждают, что в настоящее время только 15-25 % школьников несут задатки в области интеллектуальной деятельности. Следовательно, только эти дети могут успевать при традиционных технологиях обучения. А остальным 75-85 % современные требования непосильны.
Важен тот факт, что подавляющее большинство детей теряет интерес к учению, находится в
состоянии умственной перегрузки, чувствует свою неполноценность.
Из этого следует педагогический вывод: необходимо реформировать учебный процесс.
Основная цель – установить соответствие между возможностями детей и предъявляемыми к ним требованиями.
Изменить такое положение может радикальная переориентация образования, поворот от культа знаний к всестороннему развитию личности.
Именно возможность саморазвития и самостоятельного обновления знаний подготавливают молодого человека к жизни в современном мире.
Это означает психологизацию образования, построение и контроль образовательного
процесса от возможностей и потребностей ученика.
В течение жизни личность претерпевает изменения, которые называют развитием.
Способность к развитию заложена в человеке природой.
Рассмотрим, что такое "развитие" вообще и "развитие личности" в частности.
1)."Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материи исознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое
качественное состояние объекта - его состава или структуры". («Советский
энциклопедический словарь», М., «Советская энциклопедия». - 1987, с. 1097)
2)."Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов" («Философский энциклопедический словарь». -М., 1993, с. 561).
3).Развитие - «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему" («Словарь русского языка» С.И. Ожегова, М., «Русский язык», 1987, с. 558). То есть, в основе развития лежит процесс создания и освоения
новшества.
4)."Развитие - эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности". (Брокгауз и Ефрон. «Энциклопедический словарь», С.-Петербург, 1904, т. 79, с. 135).
В этом определении подчеркивается субъективная природа развития социальных субъектов, его идентичность саморазвитию, связь процессов развития с социальными ценностями.
5).Развитие - процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное: переход от старого состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Исходя из этих понятий, конкретизируем понятие "развитие" применительно к личности обучающегося:
- развитие - это качественные и количественные изменения, т.е. изменившаяся личность с новыми свойствами эффективнее выполняет свои функции или приобретает новые, не свойственные ей ранее;
- развитие – процесс внутреннего и внешнего изменения личности;
- развиваться может объект, приобретя субъектные функции, т.е. обучающийся ставит цели своей деятельности, определяет способы их достижения и т.п., одним словом, становится субъектом;
Исходя из этого, можно сказать, что развитие личности - это направленное, закономерное физическое и психическое изменение индивида, происходящее в ходе специально организованного планомерного педагогического процесса, приводящее к качественному и количественному изменению состояния и свойств обучающихся, улучшению их адаптивности к условиям окружающей среды и повышению их социальной ценности.
Вне деятельности нет развития
Жизнь опровергла постулаты советской педагогики: "все дети по способностям равны" и "ребенок — чистый лист, на котором можно написать все, что угодно".
Учеными доказано: все дети различны по своим качествам и свойствам, поэтому выбор значимых в обучении индивидуальных особенностей для отслеживания изменений в развитии ребенка следует проводить с опорой на категорию «структура личности», отражающей в обобщенном виде все ее стороны.
По К.К. Платонову в структуре личности сочетаются биологические (наследственные) и социальные (приобретенные) качества, составляющие подсистемы:
- индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и др., т.е. наиболее обусловленные наследственностью, заложенные от природы; их «ломать» нельзя: нужно заботиться о том, чтобы выявить задатки, которые заложены и которые еще не раскрылись;
- психологические характеристики, т.е. качества, характеризующие индивидуальный характер и играющие огромную роль в процессе обучения; они тоже заложены от природы, но эти качества нужно развивать;
- опыт личности, включающий то, что формируется в процессе обучения и практической деятельности.
Главное, по замечанию Л.С. Выготского, - социальное развитие личности: «Вне деятельности нет развития».
Следовательно, каждого ученика нужно включить в деятельность, причем не всякая деятельность будет развивающей, а только та, которая находится в «зоне ближайшего развития». - направленность личности, выражающая ее потребности (нужду в чем-либо), мотивы, интересы, т.е. социальные по своему содержанию качества, определяющие отношение человека к миру и регулирующие его поведение, служащие психологической основой поведения.
Все подсистемы качеств личности связаны между собой, обуславливают и часто компенсируют друг друга, представляя целостную систему.
Природа заложила в каждого человека сложный, но безупречно работающий механизм самоорганизации, саморазвития и самообучения.
И главная деталь этого механизма – чувственный опыт, который способен перевести все внешние признаки окружающих явлений в систему адекватных оценок, рефлексии и
мотивации.
Роль педагога – помочь ребенку использовать заложенный в него природой универсальный механизм.
Высшие психические функции.
К высшим психическим функциям относятся:
- память;
- внимание;
- мышление;
- восприятие;
- воображение;
- речь.
Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми.
И лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями ребенка.
Развитие высших психических функций идет через общение ребёнка со взрослыми, через
возникновение речи, как орудия и условие возникновения, формирования высших психических функций.
- Baedarадмин
- Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645
Re: Психология развития личности. Возрастные кризисы
Ср 10 Янв - 20:27
Особенности высших психических функций личности:
- Формируются при жизни человека под влиянием социальной среды, культуры и по происхождению являются социальными.
- Способ осуществления функций — произвольный и осознанный, связан с мыслительной деятельностью человека, способного ими управлять.
- По своему психологическому строению эти процессы являются опосредствованными и системными, возникшими из натуральных психических
функций с помощью специальных средств — культурных знаков (в первую очередь речи) и других психологических орудий.
Возникает вопрос: что может развиваться в учениках на занятиях?
- Ощущение.
- Восприятие.
- Воображение.
- Память.
- Внимание.
- Воля.
- Мышление (мыслительные приемы).
- Деятельность практическая (мыслительные операции).
- .Личностные качества (ответственность, самостоятельность, нравственность и др.).
Педагог может развивать на занятиях все психические функции ученика.
Но для того чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и под выбранные цели проектировать образовательный процесс.
Основанием для расстановки приоритетов в выборе целей развития является как состояние конкретного ученика, так и образовательные цели предмета.
Если нет потребности в специальной коррекции состояния ученика, то на первое место выступают цели развития мышления (овладение мыслительными операциями синтеза, анализа, сравнения, абстрактирования, конкретизации и др.) и цели развития практических предметных умений.
Психическое развитие личности присуще каждому индивиду от природы.
Задатки развития личности
Особенности строения мозга и нервной системы индивидуальны для каждого
человека и называются задатками.
На основе задатков у личности развиваются способности, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как "знания", нельзя разучиться что-либо делать, потому что забыл.
Способность, рассматриваемая как владение обобщенным способом деятельности, может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия,
предлагается пространство для ее проявления.
Для практики образования очень важны способности ребенка, проявляющиеся в образовательной деятельности и определяющие особую характеристику личности — уровень умственного развития.
Уровень умственного развития ребенка в педагогической практике связывают прежде всего с его успехами.
По уровню общего умственного развития (обучаемости + обученности) выделяют следующие группы детей:
- Малоспособные дети (с аномалиями развития задатков): с задержкой психического развития, с развитием значительно ниже нормы; такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний, умений и навыков.
Они составляют до 5% детей; их надо обучать по особой программе, с особыми целями. - Педагогически запущенные дети: настолько слабая обученность, даже в условиях дополнительного образования их трудно вывести на возрастную норму достижений.
Однако при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10-40%); - Дети со средним уровнем умственного развития, которые соответствуют среднестатистической норме и составляют большинство — 60-70%).
- Способные, продвинутые в развитии, быстро "схватывают" и много знают по сравнению со своими сверстниками, это основная часть отличников и хорошистов — 5-10%.
- Одаренные, или талантливые: им по силам то, с чем не могут справиться все остальные; они могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся.
Период детства характеризуется проявлением талантов.
Поддержка и развитие детского творчества – одна из задач дополнительного образования, которое имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. Оно по своей сути личностно-ориентировано, индивидуализировано, не обременено никакими госстандартами, направлено на интересы ребенка, его социальную адаптацию в среде.
В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для
каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства и особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.
Помимо этого, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования.
Уже с дошкольного возраста многие дети начинают избирательно относиться к различным видам и сферам деятельности, проявлять интерес, который выражает избирательное предпочтение данных предметов и явлений окружающего мира.
Это особенно важно для системы дополнительного образования детей, которая предоставляет условия для развития этих способностей.
Развитие интереса выражается в появлении склонности — предпочтения, пристрастия к определенному виду деятельности и формировании соответствующих этой деятельности специальных способностей.
К старшему школьному возрасту познавательные интересы детей соединяются с социальными, появляется ориентация на профессию.
Поэтому очень важно как можно раньше выявлять и формировать специальные способности детей.
Ребенок по природе – исследователь.
Эта способность подкреплена на эмоциональном уровне чувствами любопытства, радости открытия и достижения цели.
Развивая исследовательские качества ребенка, педагог гарантирует ему успешный процесс непрерывного самообразования в зрелом возрасте, что и определяет его состоятельность как личности и профессионала.
Полноценное развитие ребенка, раскрытие его личностного потенциала происходит только при условии воздействия социальной среды.
Как отмечает А. Анастази в книге «Дифференциальная педагогика индивидуальных
различий: тексты. (М., 1982):
"Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его
внешней среды."
Значительная роль в развитии личности ребенка на разных возрастных этапах принадлежит взрослым и сверстникам.
Взрослый вводит ребенка в мир социальной деятельности общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и продолжает оставаться главным фактором формирования личности ребенка.
Общение со сверстниками, сравнение себя с другими приводит к тому, что у детей возникает интерес к себе, к собственной личности, к выявлению и оценке своих возможностей, а это является важнейшим содержанием психического развития детей становится самопознание.
Таким образом, развитие ребенка на всех этапах происходит в непосредственном общении с окружающими людьми, которые помогают ему усвоить накопленный человечеством опыт и войти полноправным членом в социальную среду.
Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при включении их в деятельность позволяет, с одной стороны, выбирать тот учебный материал, который дети способны усвоить, с другой стороны, строить процесс обучения таким образом, чтобы ребенок лучше развивался.
Исходя из сказанного, формирование личности понимается нами как:
- Развитие, т.е. процесс прогрессивных или регрессивных внутренних изменений личности.
- Социализация, т.е. изменение личности под влиянием внешних условий, во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и самореализация в обществе.
- Воспитание, т.е. целенаправленное изменение личности, содействие формированию системы ценностных отношений к миру на уровне современной культуры.
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения