Психология личности 87067208
Целительный свет - школа рейки
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
» Новый формат обучения Рэйки: что это дает? Открыть
Перейти вниз
Baedar
Baedar
админ
админ
Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645

Психология личности Empty Психология личности

Вс 21 Янв - 14:56

Индивидуальность как свойство личности.


Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках другого целого.

Индивидуальность человека состоит:
в том, что каждый индивид неповторим, но, особенно в том, что каждый индивид – это отдельный самобытный субъект, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность.
Индивидуальная самобытность проявляется во всех признаках индивидуальности. Но истинный смысл индивидуальной неповторимости связан не столько с внешним обликом индивида, сколько со способом бытия в качестве самостоятельного субъекта деятельности.

Индивидуальность можно определить как особую форму бытия человека в обществе.

Целесообразно сопоставить понятие индивидуальности с понятием личности, так как индивидуальность существует не наряду с личностью, а как одно из её свойств. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду.

Но если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности.
В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности» (6).

Личность, взятая вне связи с индивидуальностью, вне её собственного способа бытия, есть, конечно, абстракция и реально не существует. Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью.

Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования.
Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования.

Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга.

Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависят от его индивидуального сознания, уровня его развития, индивидуальны особенностей.
Таким образом, индивидуальность не только связана с личностью, но и образует её существенную черту, а потому должна органически войти в определение самого понятия личности.

Понятие индивидуальности не совпадает целиком с понятием личности.

Если понятие личности характеризует человека со стороны его социальной обусловленности, его социального содержания, указывая на его социальные позиции и ориентации, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия.
Природные особенности индивида сами по себе не формируют индивидуальности. Человеческий индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей»,
«экземпляром» рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия.

Индивидуальность – это особое сформировавшиеся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных и социальных свойств, его сознания и деятельности.
Так «индивидуальность по-разному проявляется в предметном мире, органической природе и человеческом обществе, соответственно можно выделить три её формы: предметная,
биологическая и социальная».

Сущностное определение индивидуальности состоит в том, что она отражает самобытность конкретного индивида.
Понятие личности характеризует человека со стороны его социального содержания, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия.
Понятие индивидуальности неразрывно связано с процессом индивидуализации человека, с формированием и развитием своей самобытности и уникальности.
В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, в других людях, в самом себе.
Baedar
Baedar
админ
админ
Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645

Психология личности Empty Re: Психология личности

Вс 21 Янв - 19:18

Биогенетический подход к формированию и развитию личности


К числу вечных вопросов в науке относится проблема соотношения биологического и социального в человеке.
В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями:
  • соотношение наследственности и среды, субъективных и объективных факторов развития личности;
  • степень «животности» и степень «человечности» в личности;
  • роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности;
  • внутренняя и внешняя детерминация развития личности;
  • соотношение общественного и индивидуального в поступках личности и её восприятии мира.

Эта проблема является одной из основных проблем в психологии личности.

Концепции «среды» рассматривают человека с точки зрения того, что он представляет собой продукт взаимодействия на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности.

Кто будет отрицать, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье.
Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли.
У людей разных культур - разные обычаи, традиции и стереотипы поведения.
Без анализа этих «внешних» факторов вряд ли удастся предсказать поведение человека. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды».

Концепции «наследственности» объясняют поведение и развитие личности врожденными задатками, конституцией человека и его генотипом.

Сторонники этого подхода утверждают, что какой бы пагубной не была «среда», настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях.

Представители биогенетического подхода отдают приоритет природе как источнику и движущей силе развития человека.
Основной детерминантой развития - они признают наследственность.
Развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков.

Сторонники этого подхода делают акцент на эндогенных (внутренних) причинах психического развития.
Аргумент сторонников данного подхода, в родословной И.С. Баха было ещё несколько десятков музыкантов.
По их мнению – это яркий пример передачи задатков музыкальных способностей из одного поколения в другое.

Одной из первых биогенетических теорий была концепция рекапитуляции С. Холла.

Он считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода.
Он сформулировал закон послеутробного развития – онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества.
Холл опирался на закон, сформулированный в отношении эмбриона Э.Геккелем и И.Мюллером: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет те стадии, которые проходит данный вид в онтогенезе.

С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.

По Холлу игра ребенка – это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился.
Холл считал, что развитие рисунка ребенка, отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.

А. Гезелл и Л. Термен для объяснения возрастных изменений основной упор делали также на роль наследственности.

Гезелл рассматривал социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического развития, как приспособление ребенка в своей среде. Используя лонгитюдный метод (изучение психического развития одних и тех те детей от рождения до подросткового возраста), он ограничивался количественным изучением срезов психического развития.
Он сводил развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественные преобразования при переходе от одной ступени развития к другой.
Подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Он рассматривал социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, приспособление ребенка к своей среде.
Baedar
Baedar
админ
админ
Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645

Психология личности Empty Re: Психология личности

Вс 21 Янв - 19:41

Социогенетический подход к формированию личности


Сторонники социогенетического подхода признают роль воспитания и факторов внешней среды (условий жизни, культурных факторов, поведения матери) в качестве главных факторов, лежащих в основе развития человека и формирования его поведения.

Развитие есть процесс создания совершенно нового.

Сторонники этого подхода делают акцент на экзогенных (внешних) причинах психического развития. Аргументы сторонников, феномен «маугли».
Ряд сторонников этого подхода исходят из представления о том, что психика человека на момент рождения представляет собой «чистую доску» и всё можно сформировать в результате воздействия окружающей среды.
Этот подход отождествляет развитие и научение, и связан с бихевиоризмом как направлением в психологии и его общими установками.

  1. Теория классического обусловливания Дж.Уотсона – стимул вызывает реакцию.

  2. Теория оперантного обучения Б. Скиннера – поведение формируется (научение происходит) посредством позитивного и негативного подкрепления.


В этих двух теориях классического бихевиоризма проблема «развития ребенка» специально не акцентируется – там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием воздействия среды.

Далее выдвигаются концепции социального научения, в которых уже показывается, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества.

Существует три поколения теорий социального научения.

  1. Первое поколение. Теория социального научения Н.Миллера и Дж. Долларда.
    Они считают, что наряду с классическим и оперантным научением, существует научение путем подражания и имитации, посредством которых формируется поведение. Они исследовали социальное научение в процессе воспитания ребенка. Именно социальному научению они отводили ведущую роль в социализации ребенка, под которой понимали продвижение
    новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества.

  2. Второе поколение. Теория социально-когнитивного научения А.Бандура.
    Поведение формируется (научение происходит) посредством наблюдения за последствиями поведения других людей, что служит побуждением к повторению или отказу от такого поведения. Новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления.
    Человек много в поведение приобретает через наблюдение, мы наблюдаем, как делают другие, а затем повторяем. Или мы наблюдаем последствия поведения и повторяем подобное поведение или нет.
    Бандура в проблему научения включил когнитивный компонент. Так, в социально-когнитивной теории делается акцент на мышлении как части научения.

  3. Третье поколение теории социального научения – уделяют внимание анализу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения ребенка.


Итак, развитие в социогенетических теориях рассматривается как процесс количественного накопления навыков, связей, приспособлений.
Представители этого подхода полагают, что ребенок входит в общество, как «крыса в лабиринт», а взрослый должен провести его по нему, чтобы в результате он стал похож на него.

Вышеназванные концепции социального научения показывают, что ребенок развивается посредством приспособления к обществу, усваивая его привычки и нормы.

Представления о наследственной и средовой детерминации развития личности отличаются поразительной жизнестойкостью. Вместе с тем, лежащий в их основе линейный детерминизм уже в самом начале вызывал оппозицию.
К концу ХХ века дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы
устойчивости и изменчивости свойств личности в изменяющихся ситуациях.

Результаты экспериментальных исследований в этой области показали, что за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями, взятыми сами по себе, и различия между людьми, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев.
Итог исследований лишний раз убедил ученых, что проблема исходно поставлена в некорректной форме.
Это послужило толчком к созданию биосоциального подхода в трактовке факторов формирования и развития личности.
Baedar
Baedar
админ
админ
Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645

Психология личности Empty Re: Психология личности

Вс 21 Янв - 20:54

Биосоциальный подход к формированию и развитию личности


Представители данного подхода признают роль в развитии индивида как факторов внешней среды и воспитания, так и действие факторов наследственности.

А.Эткинд указывает, что результаты различных экспериментальных исследований показывают, что ни ситуация (среда) сама по себе, ни личность (наследственность) сама по себе не определяют психическое развитие индивида.
Потому в последнее время в самых разных подходах к исследованию психического развития указывается, что оно определяется взаимодействием между личностью и ситуацией, между средой и наследственностью.

На основании этого были предложены двухфакторные концепции детерминации развития личности.
Но как соотносится наследственность и среда?
При попытке ответить на этот вопрос возникла теория конвергенции двух факторов.

Концепция В.Штерна – теория конвергенции (схождения) двух факторов – среды и наследственности.

Душевное развитие есть не простое проявление прирожденных свойств, и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития.
Психическое развитие - это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Влияние внутренних и внешних факторов на психическое развитие анализировалось Штерном на примере основных видов деятельности детей, главным образом игры.

Он впервые выделил содержание и форму в игровой деятельности.

И указал, что форма неизменна и связана с врожденными качествами, для упражнения этих качеств и создана игра. Содержание игры задается средой, которая помогает ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества.

Анализируя игровую деятельность Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, т.е. социального фактора, так и наследственных предиспозиций, которые даются человеку от рождения, т.е. биологического фактора.

Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу, который отражен в двух общеизвестных поговорках: «яблоко от яблони недалеко падает», «с кем поведешься от того и наберешься».

Концепция З.Фрейда – теория конфронтации двух факторов – среды и наследственности

В основе её лежит конфликт в структурной организации личности, который разворачивается между инстинктивной сферой душевной жизни человека («Оно») и требованиями общества («Сверх-Я»).
Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть понятны из изучения двух принципов душевной деятельности – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности.

Биологическое начало человека, побуждаемое либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, а социальная среда накладывает свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности.
Конфронтация биологического и социального обозначается Фрейдом через конфликт между различными инстанциями личности - «Сверх-Я» и «Оно».

«Сверх-Я» представляет в организации личности социальные нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности, а Оно в основном отражает спрятанное в глубинах организма природное начало, которое требует удовлетворения сиюминутных инстинктивных потребностей.
Индивид вынужден ограничивать свои влечения, соотнося их с требованиями общества.

В данной теории двухфакторного развития средовые влияния вытесняют природное начало. Они находятся в антагонистических, противоречивых отношениях.

Концепция взаимодействия двух факторов.


Биологическое и социальное в человеке столь прочно соединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Несомненно, существует зависимость развития высших психических функций от структуры и функции нервной системы.
Нейрофизиологи и нейропсихологии проводят исследования в этом направлении и изучают интегративные связи клеток головного мозга и проявлений психической активности человека.

В то же время в исследованиях Выготского указывается то обстоятельство, что развитие высших психических функций составляет одну из сторон культурного развития поведения.
С точки зрения Выготского культурное развитие ребенка (развитие ребенка в социальной среде) соответствует психическому развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества.

В онтогенезе человека представлены оба типа психического развития:
биологическое и историческое (культурное) развитие.

Согласно Выготскому процессы биологического и культурного развития в филогенезе представлены в разделенном виде и связаны отношением преемственности и последовательности.
В онтогенезе они существуют в слитом виде и образуют единый процесс.
Оба плана развития – естественный и культурный – совпадают и сливаются друг с другом.
Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка.

Схема системной детерминации развития личности по А.Асмолову.


На смену метафизическим двухфакторным концепциям детерминации развития личности А.Асмолов (на основе работ П.Я. Гальперина, А.В.Запорожца, С.Н.Карпова) новую схему системной детерминации развития личности, которая характеризуется тремя отправными пунктами:

  • свойства индивида как органические предпосылки развития личности;
  • социальная среда как условие и источник развития личности;
  • совместная деятельность как движущая сила развития личности.


За каждым из этих пунктов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности.
Органические предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способностей и характера, точно также как социальные условия жизни сами по себе предопределяют какая личность разовьется – приспособленец или альтруист.

Рассмотрим каждый пункт в обозначенной схеме системной детерминации развития личности отдельно.

Индивидные свойства как органические предпосылки развития личности.

Человек рождается как существо социально-генетическое и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни в обществе.

Эти «индивидные свойства» (термин введен Б.Г.Ананьевым) на ранних этапах онтогенеза не представляют собой биологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступает как «безличная предпосылка» развития личности,
претерпевающая в процессе жизненного пути личности некоторые изменения.

Безусловно, индивидные свойства человека, преобразуясь в ходе жизни в обществе, являются условием развития личности.
Вопросы изучения индивидных предпосылок развития личности в онтогенезе заключаются в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят своё выражение закономерности созревания индивида в жизненном пути индивидуальности. И, кроме того, как преобразуются индивидные свойства человека в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.

Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способностей или характера, точно так же как социальные условия жизни – хижины или дворцы, а так же усвоенные в процессе социализации роли, - сами по себе не предопределяют. Вырастет ли в этих условиях приспособленец или борец, готовый вносить свой вклад в общественный прогресс.

Индивидные предпосылки не представляют собой свойств личности и не являются основой личности.

В действительности свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, тип высшей нервной системы и т.д.) определяют формально-динамические аспекты поведения личности, и, включаясь в деятельность, выражающую отношение человека к миру, к другим лицам и к самому себе, оказывают влияние на становление личности.

Индивидные свойства являются предметом исследований дифференциальной психофизиологии, психогенетики, нейропсихологии, психосоматики.

Индивидные свойства подразделяются на 2 больших класса:

I. Класс возрастно-половых свойств, расчленяется на две подгруппы:

  • возрастные стадии онтогенетической эволюции индивида;
  • онтогенез полового диморфизм.


II. Класс первичных индивидуально-типических свойств, расчленяется на три подгруппы:

  • конституциональные особенности индивида (телосложение и биохимические свойства индивида);
  • нейродинамические свойства человека:
  • особенности индивида, связанные с функциональной ассиметрией больших полушарий.


В школе Ананьева, указанные два класса (класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств) называют первичными индивидными свойствами.

Иногда их в широком смысле слова характеризуют как нейродинамические индивидные свойства.

Наивысшей формой интеграции первичных индивидных свойств являются темперамент и
задатки. Они составляют группу вторичных индивидных свойств.

Нейродинамические индивидные свойства изучались школой В.М.Теплова В.Д.Небылицина.
В исследованиях школы изучали общие и частные свойства нервной системы.
В результате чего была выявлена тенденция, которая позволяет понимать индивидные свойства как предпосылки развития личности, а не базы, на которой в виде второго этажа надстраивается личность.

В.Мерлин и Е.Климова (1969) указывали на неправомерность однозначного выведения индивидуальных свойств личности из психодинамических индивидных свойств, вроде экстраверсии – интраверсии в трактовке Айзенка.

Индивидные свойства (например, возрастная чувствительность, эмоциональность, нейротизм) характеризуют не содержательные, а формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов. Потому создание содержательных
типологий личности на основе формальных свойств индивида (Э.Кречмер, У.Шелдон, Г.Айзенк) исходит из методологической предпосылки «быть личностью» самой натуре индивида.

Но в психологии личности отечественные исследователи исходят из положения, что личность ≠ индивид.
Поэтому индивидные свойства рассматриваются как органическая предпосылка развития личности.
Они исследуются дифференциальной психофизиологией с точки зрения выявления тех преобразований, которые индивидные свойства претерпевают в процессе деятельности. Например, физиологический порыв вначале вызывает ненаправленную деятельность, а затем, опредметившись в том или ином объекте, начинает направлять деятельность личности.

Индивидные свойства личности – это предпосылки развития личности, человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества.
Эти «индивидные свойства» на ранних этапах онтогенеза не представляют собой биологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступают как безличная предпосылка развития личности.
Вместе с тем, индивидные предпосылки человека, преобразуясь в ходе его жизни в обществе, являются условием развития личности.
Baedar
Baedar
админ
админ
Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645

Психология личности Empty Re: Психология личности

Вс 21 Янв - 21:42

Структура личности и индивидуальные свойства личности.


Понятие структуры личности является одной из сложных методологических задач психологии личности. В словарях русского языка слово «структура» обозначено как строение. Разработка понятия структуры личности и системных способов познания в середине 20 века стало общим явлением в психологии. Однако, единства применения этого понятия в применении его к личности в настоящее время нет.
Структура личности имеет своим генетическим источником длительные и разнообразные метаморфозы психических феноменов, особенно их интеграцию. В этом смысле структура личности – продукт индивидуально-психического развития, которая выступает в трех планах:
1) онтогенетической эволюции психофизиологических функций;
2) становления деятельности;
3) истории развития человека как субъекта труда, познания и общения.

Учение о структуре личности в отечественной психологии берет своё начало в теоретических разработках Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960).

Он отмечал, что в психическом облике личности выделяются различные сферы, характеризующие различные его стороны, но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуют друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникают друг в друга, и смыкаются в реальном единстве личности.

Поэтому неправильна как та точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности (гештальтпсихология), так и другая, которая видит в личности лишь отдельные черты и утрачивает внутренне единство психического образа личности.

В отечественной психологии первым стал рассматривать структуру личности В.Н.Мясищев.

Он рассматривал структуру личности как одну из её сторон и выделял три аспекта в личности:
1. направленность;
2. уровень развития и динамика;
3. структурный аспект личности.

Структурная характеристика – по Мясищеву – освещает человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладание или относительной недостаточности тех или иных функций.

Нужно отметить, что в структуру Мясищева включается только характеристика функционального развития человека.

Далее А.Г.Ковалев работал над проблемой структуры личности и указывал, что в процессе деятельности свойства личности определенным образом складываются друг с другом и образуют сложные структуры:
1. темперамент (система природных свойств),
2. направленность (система потребностей, идеалов, интересов),
3. способности (совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств);
4. характер (система отношений и способов поведения).

Б.Г. Ананьев наиболее удачное понимание структуры видел в «переходе от психических процессов (1) к психическим состояниям (2) и от них к психическим свойствам (3)».
Это понимание структуры он дополнял еще психическими функциями (4) (сенсорные,  мнемические и др.) и общей элементарной мотивацией поведения (5) (потребности и установки).
Он представлял этот структурный ряд в виде пяти иерархично связанных подструктур.

В.С.Мерлин попытался уточнить понимание структуры личности.

Он исходил из двух подструктур или «групп индивидуальных особенностей».

1 подструктура - свойства индивида – это:

а) темперамент;
б) индивидуальные качественные особенности психических процессов.

2 подструктура – свойства индивидуальности:

а)  мотивы и отношения;
б) характер;
в) способности.

С точки зрения В.Мерлин связь этих подструктур и определяет как социально-типическое, так и индивидуально-личностное.

К.Платонов выдвигает концепцию динамической функциональной структуры личности.
Она рассматривает личность как динамическую систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в неё компонентов и связей между ними при сохранении функции.

В концепции динамической структуры личности выделяется 4 подструктуры личности:

1 подструктура – содержательные черта личности – направленность и отношения личности, проявляющиеся как её моральные качества.

Элементы личности, входящие в эту подструктуру входят элементы (черты) личности, не имеющие врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание.
Она формируется путем воспитания.
Это социально обусловленная подструктура, которая может быть названа направленностью личности, которая включает в себя такие формы, как влечения, желания интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения.
В этих формах направленности проявляют и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей.
Пример свойств этой подструктуры – убежденность и заинтересованность.

2 – подструктура опыта – объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием биологических, и даже генетически обусловленных свойств личности.
Пример: начитанность и умелость.

Нужно отметить, что элементы, входящие в эту подструктуру можно отнести сами по себе к свойствам личности. Так, например, только начинающий формироваться навык, как и всякое однократное действие – это ещё не свойство личности, а только кратковременный психический акт. Но их типичные для данного индивида проявления, также как и закрепленные знания, навык (не только умственный или волевой, но и моторный и сенсорный) и тем более умение и привычка – уже бесспорно свойство личности.

Здесь заключается диалектика перехода количества в качество:
кратковременный процесс – состояние – свойства.
Формируется это подструктура посредством обучения.

3 – индивидуальные особенности отдельных психических процессов – памяти, ощущения, восприятия, мышления, воли.
Пример: решительность, сообразительность.
Формируется эта подструктура посредством упражнения.

4 – биопсихическая подструктура – объединяет свойства темперамента или по Б.М.Теплову – типологические свойства личности.
Пример: истощаемость и возбудимость.

Свойства личности, входящие в эту подструктуру, больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Корректируются черты, входящие в эту подструктуру путем тренировки, если эта корректировка вообще возможна.
Часть свойств личности относится только к одной подструктуре, другие и их больше, находятся на пересечении подструктур и являются результатом их взаимосвязей.
Музыкальность – взаимосвязь 2,3,4 подструктур, морально-воспитанная воля – 1 и 3.

Рассматривая концепции и подходы различных авторов к проблеме структуры личности, Ананьев выделяет 4 основные стороны личности, которые в той или иной форме представлены в различных классификациях:

1. биологически обусловленные особенности;
2. особенности отдельных психических процессов;
3. уровень подготовленности или опыт личности;
4. социально-обусловленные качества личности.

Ананьев указывает, что структура личности строится на двух принципах:

1) субординационному или иерархическом - суть которого заключается в том, что более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

2) координационному, который заключается в том, что взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих относительную автономию каждого из них.

Итак, начиная с Рубинштейна психологи различных школ пытаются своё понимание структуры и личности и единого однозначного представления в настоящее время в психологии не существует.

Но вместе с тем, понятие структуры в психологии личности происходит из объективно
существующего взаимодействия реально существующего психического феномена, взятого за целое (в частности, личности), а также реально существующих его подструктур, элементов и их всесторонних связей.
Baedar
Baedar
админ
админ
Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645

Психология личности Empty Re: Психология личности

Вс 21 Янв - 22:13

Типология характеров


Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних попыток являлась та, которую предложил в начале ХХ века немецкий психиатр и психолог Э.Кречмер. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У.Шелдон, а в наши дни – Э.Фромм, К.Леонгард, А.Е.Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей.
Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие проявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Одной из наиболее известных классификаций является типология характеров, предложенная немецким ученым К.Ленгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров.

1. Гипертимный тип.

Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого  человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов.
Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризует энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность.
Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям.

2. Дистимный тип.

Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко
вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться.
Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьёзностью, добросовестностью, обостренным
чувством справедливости.
Есть у них и отталкивающие черты: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип.

Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего также часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во время душевного подъема ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.

4. Возбудимый тип.

Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье.
В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей.
Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют своё поведение.

5. Застревающий тип.

Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особенно чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен.
Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип.

В конфликты вступает редко, вступая ведет себя пассивно. На службе себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными требованиями аккуратности.
Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьёзность, надежность в делах, а отталкивающие – формализм, занудливость, брюжание.

7. Тревожный тип.

Людям данного типа свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип.

Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных. Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе.
Привлекательные черты: доброта, сострадание, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга.
Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип.

Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с
тем склонность к интригам. Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются.
Привлекательные черты личности: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков.
Отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип.

Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. Вместе с тем привязаны и внимательны к
друзьям.. Они альтруистичны, сострадательны, имеют хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.
Отталкивающие черты: паникерство, приверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип.

Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы, открыты для любой информации.
Привлекательные черты: готовность внимательно выслушать другого, исполнительность. Отталкивающие особенности: приверженность к влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении слухов.

12. Интровертированный тип.

Его характеризует низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, любовь к одиночеству.
Привлекательные черты: сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность Отталкивающие черты: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей.

Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям.
Baedar
Baedar
админ
админ
Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645

Психология личности Empty Re: Психология личности

Вс 21 Янв - 22:27

Формирование характера.


Истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми.
В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает взрослым близким людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведение взрослых.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 лет до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со своими сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всём.
Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.
Стиль общения взрослых с друг другом, способ обращения с ними весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действует мать и отец в отношении ребенка, много лет спустя становится способом обращения его со своими детьми.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличность. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт уходит вглубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее явно проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность и другие деловые качества складываются в раннем и дошкольном детстве.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношении с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых учителей.
Если то, что ребенок как личность приобрел дома, получает поддержку в школе, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются на протяжении всей жизни.
Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые он получил дома, то начинается постепенная ломка характера, которая сопровождается внутренними и внешними конфликтами.

Чаще всего происходит частичное изменение черт характера, и компромисс между тем к
чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые, нравственные, мировоззренческие его основы.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения