Психоаналитическое учение З. Фрейда 87067208
Целительный свет - школа рейки
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
» Новый формат обучения Рэйки: что это дает? Открыть
Перейти вниз
Baedar
Baedar
админ
админ
Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645

Психоаналитическое учение З. Фрейда Empty Психоаналитическое учение З. Фрейда

Вс 21 Янв - 22:53

Краткая характеристика психодинамического направления.


Во второй половине XIX века в центр психологии ставилось изучение сознания и целью её являлось раскрытие основных элементов психической жизни взрослого человека при помощи метода интроспекции в лабораторных условиях.
Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды.

В противоположность господствовавшему в прошлом веке взгляду на человека как на существо
разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни — в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания.

Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности.

Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода - она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.

В представлении, согласно которому личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте, выражена суть психодинамического направления, особенно в трактовке Фрейда.
Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным.

Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм распространяется на все, что мы делаем, чувствуем или о чем думаем, включая даже события, которые многие люди рассматривают как чистые случайности, а также оговорки, описки и тому подобное.

Данное представление подводит нас к главной и решающей теме, разрабатываемой психодинамическим направлением. А именно, оно подчеркивает значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека.

Согласно Фрейду, не только наши поступки часто являются иррациональными, но также само значение и причины нашего поведения редко бывают доступными осознанию.

Бессознательное как основа человеческого существования по З.Фрейду.


Психоаналитическое учение З. Фрейда – это учение о бессознательном.

Будучи молодым венским студентом медиком в начале 1880 Фрейд интенсивно интересовался работой мозга. Он начал направлять свое внимание на лечение истерии, таинственного расстройства, в котором физические симптомы, такие как слепота, боли, или паралич развиваются без какой-либо очевидной органической причины.

Фрейд лечил больных истерией, сначала, используя гипноз, а позже техникой, которую он разработал называемую метод свободных ассоциаций.

В методе свободных ассоциаций, пациент должен был говорить все, что приходит ему в голову и
свободно переходить от одной ассоциации к другой, даже если порядок не кажется логичным или рациональным.

К удивлению Фрейда, его пациенты постоянно говорили и повторно переживали болезненный и давно – "забытый" сексуальный детский опыт и желания.
После повторного проживания этого опыта, симптомы пациентов часто демонстрировали
значительное улучшение. Даже, несмотря на то, что Фрейд был продуктом Викторианской культуры, которая относилась к сексуальности как к запретной теме, он сразу же поверил в рассказы его клиентов о сексуальных злоупотреблениях.

Позже он пришел к выводу, что, по всей вероятности, большинство этих детских сексуальных опытов на самом деле никогда не происходили, потому что слишком много его больных истерией говорили о них. (Теперь этот вывод – тема для споров в психоаналитических кругах, данные недавних отчетов исследователей сообщают о значительно большем количестве случаев сексуального злоупотребления с детьми, чем было принято считать.)

Теперь Фрейд стоял перед проблемой объяснения, как "повторное переживание" событий, которые никогда на самом деле не происходили, могло убирать симптомы истерии. Он пришел к убеждению, что его пациенты подталкивались к созданию этих фантазий под влиянием непреодолимых и не удовлетворенных сексуальных побуждений.

Фрейд также наблюдал, что сексуальный материал часто появлялся во снах и в оговорках (так называемые "Фрейдистские оговорки").
Эти наблюдения, плюс период интенсивного самоанализа, привел Фрейда к предположению, что на многие аспекты человеческого поведения влияют силы, которые мы не осознаем. Он утверждал, что у нас есть врожденные сексуальные и агрессивные побуждения или инстинкты.

Структура психики по Фрейду.


Фрейд выделяет в структуре психики «бессознательное» – как основную и главную составляющую психики человека. Индивид рождается существом бессознательным, это база, на которой формируются все психические структуры. Сознательное развивается из бессознательного.
Таким образом, основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на бессознательное и сознательное.

Сознание представляет собой поверхностный слой душевного аппарата.

Бессознательное – это те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал.

По своему содержанию бессознательное неоднородно.

Он выделяет два вида бессознательного:

1) латентное, но способное к осознанию, которое Фрейд называет предсознательным;
2) абсолютное, вытесненное – само по себе и без дальнейшего анализа не способное для осознания.

К области бессознательного принадлежат:
• инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию;
• материал, который отделен от сознания, подвергнут цензуре или подавляем.

Существование бессознательного мы можем предполагать, выводить по каким-то признакам из его следствий, но о котором мы ничего не знаем.

Фрейд в своей теории исходит из энергетической концепции.

Бессознательное очень мощно энергетически заряжено, содержит в себе некий энергетический потенциал, посредством которого оно проявляет себя во вне.

Фрейд придает термину «энергия» значение психического заряда, служащего источником влечения.
Он постулирует то, что энергетической базой бессознательного является энергия сексуальных и агрессивных влечений, которые присущи индивиду.
Baedar
Baedar
админ
админ
Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645

Психоаналитическое учение З. Фрейда Empty Re: Психоаналитическое учение З. Фрейда

Вс 21 Янв - 23:21

Учение о влечениях и основные этапы его развития.


На первом этапе исследований, в результате наблюдений за пациентами и анализа своей практической деятельности Фрейд выдвигает теорию либидо.

Основным постулатом, которой является следующее утверждение, что существует некоторая движущая сила развития человека.
Она изначально присуща человеку и является стержнем, вокруг которого развивается личность индивида и его психика. Эту движущую силу он обозначает как либидозное влечение. «Под «влечением» мы понимаем только психическое представительство непрерывного внутри соматического источника раздражения в отличие от «раздражения», вызываемого отдельными возбуждениями, воспринимаемыми извне.

Влечение является, таким образом, одним из понятий для отграничения душевного от телесного»
(Фрейд, 1990).

При этом в ранних работах он трактует либидо как исключительно половое влечение, свойственное живым организмам.

«Факт половой потребности у человека и животных выражают в биологии тем, что у них
предполагается «половое влечение».

Наука для обозначения «полового влечения» пользуется словом «либидо»».

Либидо - "libido" - желание, влечение или влечение к половой близости в различных ее формах.

Исходно, в психоанализе либидо обозначало, лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию.
Фрейд придает термину энергия значение психического заряда служащего источником влечения. Заряд изначально заложен в организм и в этом смысле подобен инстинкту.
При этом Фрейд замечает, что сексуальное влечение первоначально имеет своей целью не размножение, а известное чувство удовольствия.

Фрейд выдвинул один из принципов психической деятельности.

Высшую тенденцию, которой подчиняются психические процессы, он назвал принципом удовольствия.
Этот принцип включает стремление организма к удовольствию и отвращение от неудовольствия. Исходя из него, сексуальное влечение имеет своей целью, прежде всего, получение удовольствия.
Таким образом, что изначально в теории Фрейда сексуальное влечение трактуется сугубо, как половое влечение, которое возникает вследствие сексуального возбуждения и имеет целью получение удовольствия.

Следующим этапом развития концепции либидо является расширение этого понятия.

Фрейд наряду с функцией сохранения рода и вида говорит о наличии у индивида влечения к самосохранению и подчеркивает либидозный характер данного влечения.
Таким образом, сексуальный инстинкт, охватывает не только непосредственный безудержный
сексуальный первичный позыв, но и инстинкт самосохранения.

Следовательно, Фрейд выделяет два влечения, движущими поведением индивида – это инстинкт самосохранения, без которого бы живая система рухнула, и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида.

Фрейд объединяет эти два влечения под общим названием – влечение к жизни или Эрос в широком смысле слова.

Таким образом, второй этап учения о влечениях – это объединение сексуального влечения и
влечения к самосохранению под общее понятие влечения к жизни.

Последующим шагом в учении о влечениях, которое предпринимает Фрейд, является установление понятия нарциссизма и указание на существование нарциссического либидо.

Когда психоанализ подошел к психологическому понятию «Я», стало очевидным неправомерность
«ограничения понятия либидо только энергией сексуальных влечений, обращенных на объект».

Установлено, что «либидо отклоняется от объекта и направляется на само «Я».

«Я» и является собственным и первоначальным резервуаром либидо, которое лишь отсюда распространяется на объект».

Таким образом, Фрейд выделяет существование «Я-либидо» как часть либидо, направленного на собственное «Я».
И вводит понятие нарциссизма, как привязанности либидо к собственному «Я» как к объекту. Нарциссизм выражается в привязанности к себе, исключительной любви к своему телу и собственному «Я». Индивидуум хранит свое либидо для себя, отказывается делить его и переносить на другой объект.

Нарциссическое либидо возникает посреди либидо эротического.
И, таким образом, становится очевидным, что с одной стороны, мы обладаем нарциссическим либидо, направленным полностью на нас самих, привязанным к одному объекту – нашему телу и
нашему «Я». А с другой стороны мы обладаем либидо эротическим, направленным на другой объект, и постоянно находящимся в поиске новых объектов, чтобы удовлетвориться.

Итак, на третьем этапе своего учения о влечениях Фрейд расширяет понятие Эрос и включает в его структуру нарциссическое либидо.

Следующий шаг в развитии учения о влечениях Фрейд делает в работе «По ту сторону принципа удовольствия».
В ней он выдвигает идею, что наряду с влечением к жизни, Эросом, индивиду присуще влечение к
смерти, Танатос.
«Следует различать два вида первичных позывов, из которых один - сексуальные инстинкты или Эрос, второй - инстинкт смерти, Танатос.
У Танатоса задачей является приводить все живущее к состоянию безжизненности».

По Фрейду жизнь - это противоборство этих двух влечений.
При чем либидозное влечение - это один из моментов Танатоса.

Фрейд делает этот вывод согласно философским концепциям поиска смысла жизни.

С точки зрения биологии жизнь бессмысленна.
Она приобретает смысл только перед лицом смерти, и, следовательно, смысл жизни - в смерти.

Фрейд пытается понять смысл жизни на соотношении до-органического и органического начала жизни.
До-органическое состояние - это абсолютный покой, это ровное разлитое напряжение энергии.
А жизнь - это постоянное нарушение покоя, это проявление импульсов, которые вносят страсти,
желания, переживания, чувства.
А основные тенденции чистой биологии составляют стабильность и возврат к неорганическому.

С данной позиции основное стремление материи - это стремление к абсолютному покою.
Фрейд указывает на то, что эти общезначимые биологические закономерности находят отзвуки в глубинах человеческой психики.
Отсюда, «влечение можно определить как наличное в живом организме стремление к
восстановлению какого-либо прежнего состояния, которое под влиянием внешних препятствий живое существо вынуждено было оставить».

Принимая во внимание факт, что все живущее умирает, то вся жизнь может рассматриваться как стремление к восстановлению нарушенного жизненного равновесия энергии.
Отсюда, «целью всякой жизни является смерть», возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние. Жизнь, явившись возмущением покоя, стремится вернуться к исходному состоянию, к покою, к смерти.

Итак, в ходе создания и развития учения о влечениях Фрейд останавливается на существовании двух влечений в природе человека и рассматривает их как основные движущие силы развития человека, которые определяют формирование, рост, развитие и деятельность индивида.
Вся жизнь - это непрестанная борьба и компромисс двух непримиримых и противоположных влечений.

Baedar
Baedar
админ
админ
Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645

Психоаналитическое учение З. Фрейда Empty Re: Психоаналитическое учение З. Фрейда

Пн 22 Янв - 0:25

Формирование структуры личности по З.Фрейду

Стадии психосексуального развития.

Фрейд определяет, что основные влечения играют ведущую роль в формировании психики индивида, ее структуры и являются основной движущей силой онтогенетического развития индивида.
Согласно Фрейду, ребенок рождается с единственной психической субстанцией ИД. Эта психическая структура представлена почти целиком только бессознательным и «содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конституции, то есть инстинкты, которые возникают в соматической организации».

ИД содержит психические формы:
• которые никогда не были сознательны;
• а также материал, который оказался неприемлемым для сознания.

ИД подчинено бессознательному влечению к удовольствию, в частности, очень мощно заряжено энергией к получению сексуального удовольствия. Уже новорожденный приносит с собой на свет зародыши сексуальных переживаний. При этом либидозное стремление ребенка бесполое. По Фрейду дети после рождения в течение до-эдипального периода бесполы, нейтральны в отношении пола. И девочки, и мальчики выбирают объектом либидозного влечения мать. Эрос ребенка ориентирован на получение удовольствия. Но периферическая нервная система подает сигналы в ЦНС, что мир особых удовольствий не сулит. И ребенок пытается получить его посредством собственного тела. Для этой цели ему служат эрогенные зоны - зоны, через раздражение которых ребенок получает наибольшее удовлетворение либидозного влечения.

«Сексуальная цель инфантильных влечений состоит в том, чтобы получить удовлетворение благодаря соответствующему раздражению так или иначе избранной эрогенной зоны».

С момента рождения ребенок с помощью рта взаимодействует с внешним миром, эрогенная зона расположена во рту, ребенок получает удовольствие через рот посредством сосания материнской груди. Раздражение губ теплым молоком матери дает ощущение удовольствия. «Сосание является образцом инфантильных сексуальных проявлений, действия сосущего ребенка определяются поисками удовольствия».

Это оральный период развития психики, он охватывает первые полтора года жизни.

При дальнейшем развитии индивида эрогенная зона смещается к анусу.
Анус становится тем участком тела, через который ребенок удовлетворят свое либидозное влечение.
Это анальная фаза психосексуального развития индивида.
Она характеризуется тем, что ребенок начинает учиться контролировать акт дефекации, приобщаясь, таким образом, к культуре человечества.
При задержке каловых масс идет раздражение чувствительной поверхности слизистой оболочки прямой кишки, и ребенок получает удовольствие через стимуляцию этих эрогенных зон.

На данном периоде инфантильная сексуальность ауто-эротична, сексуальное влечение ищет удовлетворение на собственном теле.

«Организация сексуальной жизни, в которых генитальные зоны еще не приобрели своего преобладающего значения, мы назовем прегениальными.

Первой прегениальной сексуальной организацией является оральная.
Вторую прегениальную фазу составляет анальная организация» (Фрейд,1990).

Далее ребенок вступает в фаллическую стадию развития.

По своему значению в развитии и становлении личности она занимает, по сути, центральное место. Ребенок втягивается в критический момент психического развития и можно сказать, что становится человеком именно в фаллическую фазу. Это связано с переживанием комплексов Эдипа, кастрации, и нарцисса.

В пре-эдипальный период дети бесполы.

На фаллической фазе начинает проявляться половая дифференциация.
Дети обнаруживают различие в устройстве генитального аппарата, в частности, девочки обнаруживают отсутствие у себя пениса. Либидозное влечение на этой стадии начинает направляться на другие лица и объекты, период первичного аутоэротизма заканчивается.

Либидо начинает операцию катексиса - выноса либидозной энергии на внешний объект.
Мальчик катетектирует либидо на мать и его развитие начинается с комплекса Эдипа.
Развитие девочки начинается с переживания комплекса кастрации.
Девочка, обнаружив у себя отсутствие пениса, а вместо него недоразвитый клитор, начинает себя
ощущать кастрированной в процессе эволюции. У нее развивается комплекс неполноценности, определенный Фрейдом как комплекс кастрации.
При этом она испытывает к матери амбивалентные чувства.
С одной стороны любовь, с другой стороны ненависть за то, что она родила ее без пениса.

Развитие мальчика после осознания своей половой принадлежности начинается с комплекса Эдипа.
Мальчик осуществляет катексис либидо к матери, она становится объектом его сексуальных влечений. Он любит мать, желает инцеста с ней. Отца ребенок начинает воспринимать как соперника, ревнует мать к нему. Мальчик испытывает амбивалентные чувства к отцу, с одной стороны, ненависть и желания устранить его, с другой стороны - любовь к нему.

Девочка также переживает аналогичный комплекс, но обратный, любовь к отцу и ненависть к матери, который носит название комплекса Электры. Она переживает его после комплекса кастрации.
Разрешение Эдиповой ситуации является важным моментом для формирования в психике одной из центральных структур. Это ЭГО или «Я».

Начинается формирование ЭГО в фазу аутичности, когда принципу получения удовольствия противостоит принцип реальности.

Завершается формирование ЭГО в период разрешения комплекса Эдипа.

Либидо катетектированное на мать наталкивается на нравственный запрет, запрет на инцест. Либидозное влечение не удовлетворяется, что сопровождается переживанием гаммы чувств, фрустрацией. При этом либидо совершает операцию антикатексиса.
ЭГО как структура, которая находится в контакте с внешним миром и руководствуется принципом реальности, понимает всю неестественность желания ребенка по удовлетворению сексуального влечения посредством матери. И ЭГО предлагает различные способы приложения либидо.

ЭГО выдвигает в качестве объекта либидозного влечения себя, либидо переходит на ЭГО.

Формируется «Я-либидо».
«Ялибидо» в противоположность объект-либидо, мы называем нарциссическим либидо».

Ребенок начинает любить сам себя, переживает комплекс нарцисса и вступает в фазу вторичного аутоэротизма. Объектом привязанности либидо становится он сам. Эта фаза аутоэротизма продолжается весь латентный период до начала генитальной фазы. Пока ребенок в период пубертатного развития не начнет искать другие объекты привязанности либидо.

С развитием комплекса нарцисса завершается формирование ЭГО как одной из структурных составляющих психики. Как мы уже отмечали выше, переживание комплексов в фаллическую фазу является основополагающим моментом становления человеческого существа.

Следует подчеркнуть роль либидозного влечения в формировании ЭГО.
Все периоды развития ЭГО ребенка обусловлены именно наличием этого влечения. И период первичного аутоэротизма, и период переживания ситуация Эдипа, а также период вторичного аутоэротизма с переживанием комплекса нарцисса, все они обусловлены существованием у индивида либидозного влечения и процессом его катетектирования, помещением его на тот или иной объект.
Именно либидозное влечение является движущей силой тех процессов, которые происходят с психикой ребенка с точки зрения формирования ЭГО.

Также в ряду вышеперечисленных комплексов в фаллическую фазу мальчик переживает еще комплекс кастрации.
Для мальчика пенис является символом фаллической мощи и его наличие очень важно для ребенка.
Истоки культа фаллоса находят свое подтверждение в мифологии, антропологии.
В культуре существовало поклонение фаллосу как олицетворение жизни, плодородия.
Обладание пенисом, дает мальчику чувство превосходства, гордости, некоторой силы.

Формирование комплекса кастрации обусловлено тем, что для инфантильной сексуальности ребенка характерно удовлетворения влечения посредством своего тела, вследствие чего, в поведении мальчика имеет место мастурбационные проявления.

Родители налагают запрет на такие действия, зачастую пугают, что отрежут пенис.
При этом мальчику кажется, что угроза исходит от отца.
Чтобы убрать запрет «нельзя» психика ребенка прибегает к способу фантазии.
Посредством бессознательных фантазий мальчик воображает себя отцом.
Идет процесс идентификации мальчика с отцом. И ребенок становится обладателем тех
возможностей, которыми обладает отец, и приобретает ту же силу, что и он.

Процесс идентификации является ключевым моментом в развитии человеческого существа, так как обуславливает формирование СУПЕР-ЭГО.

Феномен идентификации также объясняется следующей ситуацией, которая имеет место в семье.

С развитием мальчика, становится очевидно, насколько дискомфортно его положение.
С одной стороны, он желает свою мать, с другой стороны, очень привязан к отцу. Он восхищается им, хочет подражать ему и стать таким же, как он. Это рождает в нем стремление иметь интимные отношения со своей матерью. В то же время, его отец представляет собой такой же сексуальный объект, который женская часть его либидо желает.

Таким образом, мальчик с обеих сторон хочет невозможного. И он замещает любовное желание к отцу тем, что он пытается интеоризировать его и стать как он. Идет идентификация мальчика с отцом. Ребенок, который любит, становится как тот, кого он любит. Подражая ему, он овладевает им. Мальчик пытается приобрести как можно больше сходства с отцом, ребенок становится носителем норм, правил, запретов, которые имеются в обществе и присущи отцу.

Через механизм идентификации с отцом у ребенка идет формирование Сверх-«Я».
Отец оказывается в глубинных слоях психики как инстанция, которая его представляет.

Это и есть СУПЕР-ЭГО или идеал «Я».

Ему определяется функция быть моральной инстанцией, судьей и постоянным критиком наших дел и поступков, взглядом и голосом наших родителей.
«СУПЕР-ЭГО – это хранилище моральных установлений, норм поведения и тех конструкций, которые создают запрещения личности».

Совесть, самонаблюдение и формирование идеалов – основные функции СУПЕР-ЭГО.

Итак, к моменту разрешения Эдипова комплекса у ребенка формируется три основные составляющие структуры личности:
Ид (происходит от латинского ОНО), Эго (Я), Супер-Эго (СВЕРХ-Я).

Это дает основание считать данный период основополагающим в становлении человеческого существа и критическим периодом развития психики.

Мы имели возможность проследить, что формирование этих структур непосредственно связано с либидозным влечением, с его направленностью, целями, выбором объекта, возможностями выноса либидо на внешний объект и привязанности к тому или иному объекту.

На прегенитальной стадии развития индивида инфантильное сексуальное влечение помимо
удовлетворения его посредством эрогенных зон и получения, таким образом, удовольствия, обусловливает развитие целого ряда комплексов.
В свою очередь, переживание и разрешение этих комплексов является важнейшим момент в становлении психики индивида в самый ранний период развития.

Это позволяет сделать вывод, что либидозное влечение является основополагающим для развития личности и структуры психики, а также всего последующего формирования индивида.

Содержание и функционирование основных структур личности по З.Фрейду.

В структуре личности З.Фрейд выделяет три основные составляющие:
ОНО, Я, СВЕРХ-Я.

ОНО – единственная психическая субстанция, с которой рождается ребенок. ИД является той частью психического аппарата, которая управляется принципом удовольствия, «принцип удовольствия безраздельно властвует в ИД».
Для ОНО основное значение имеют влечения.
ОНО олицетворяет то, что можно назвать страстью. ИД руководствуется бессознательным стремлением к безоговорочному и безотлагательному удовлетворению влечения, прежде всего сексуального.
ОНО реагирует на потребности и стремится уменьшить напряжение, возникающее из неудовлетворенной потребности до минимума.

ИД лишено контакта с реальностью, поэтому не знает ограничений с ее стороны и подчиняется только принципу удовольствия. ИД, прежде всего, пронизано либидозным влечением, и стремится уменьшить возникшее напряжение прямой и непосредственной сексуальной деятельностью.
«С точки зрения обуздания первичных позывов, - морали, можно сказать «ОНО» совершенно
аморально»

Далее Фрейд указывал, что в психике существует такая структура, как «Я» или ЭГО.

«Я» развивается из ОНО, но в отличие от него находится в контакте с внешней реальностью и связано с сознанием.
«Я» есть только измененное под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве системы
восприятие – сознание, часть ОНО» (Фрейд, 1990).
«Я» - это некая связанная организация душевных процессов в одной личности, которая контролирует все частные процессы.
«Я» – это сложное системное образование, включающее самосознание, способы рефлексии, способы защиты ЭГО.
«Я» частично бессознательно.
Как структура психики, связанная с внешней реальностью, ЭГО имеет функции по отношению к внешнему миру. Через осознание внешних стимулов «Я» выполнят задачу самосохранения. Эту задачу «Я» реализует, накапливая опыт, приспосабливаясь к умеренным стимулам, избегая чрезмерных стимулов и научаясь совершать необходимые изменения во внешнем мире себе на пользу.
ЭГО, развиваясь, непосредственно из ОНО, не утрачивает связь с внутренним миром, а продолжает выполнять функции по отношению к нему.
«Я» по отношению к ОНО, выполняет задачу контроля над требованием инстинктов, прежде всего сексуальных. «Я» руководствуется принципом реальности и является олицетворением разума и рассудительности. ЭГО решает «будет ли позволено получить удовлетворение в благоприятное время и в благоприятных обстоятельствах во внешнем мире или полностью подавляет возбуждение инстинктов».
ЭГО также стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия, но соотносит это с реальностью, контролируя и модулируя импульсы ИД.

Таким образом, ИД реагирует на потребности, ЭГО – на возможности.

С точки зрения морали «Я» старается быть моральным.
«Я» является представителем реального мира в душевной области.
Таким образом, мы видим, что либидозное влечение в ИД стремится к прямому и непосредственному удовлетворению, а в ЭГО его удовлетворение соотносится с принципом
реальности посредством разума и рассудительности.

Но существование третьей психической структуры СВЕРХ-Я или СУПЕР-ЭГО вносит свои корректировки в реализацию влечений эротической и агрессивной природы.

Являясь носителем норм, правил, запретов, СВЕРХЯ протестует против удовлетворения влечений, требует отречения от влечений.

СВЕРХ-Я это структура, «которая соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке».
СВЕРХ-Я развивается из «Я» и служит внутренним цензором деятельности и мыслей ЭГО.

«В ходе индивидуального развития, часть сдерживающих сил из внешнего мира переносится во внутрь, что образует в «Я» инстанцию, противостоящую в качестве наблюдающей, критикующей и запрещающей остальному «Я»» (Фрейд, 1990).
Это и есть СВЕРХ-Я, структура психики, которая также частично бессознательна.

С формированием, СВЕРХ-Я ЭГО должно теперь учитывать его протесты, а также угрозы внешнего мира, прежде чем удовлетворить влечение по требованию ОНО.
Так как, «Я» является преимущественно представителем внешнего мира, а СВЕРХ-Я – внутреннего, то противоречие между ними отражают противоречие внешнего и внутреннего миров.

«Я» является сферой, где разыгрывается борьба между влечениями из ОНО и запретами СВЕРХ-Я.

В своих проявлениях, СВЕРХ-Я схоже с ОНО, так как импульсы от обоих идут бессознательно.

С позиции психоанализа мироощущения «Я» – это несчастное мироощущение.

«Я» выполняет роль флюгера, который разворачивается, то в сторону требований ОНО, то в
сторону запретов СВЕРХ-Я.
В личности непрерывно существует интрапсихический конфликт между ОНО и СВЕРХ-Я. При этом «Я» приходится обороняться больше от СВЕРХ-Я, чем от ОНО. Биологические импульсы от ОНО органичны биологической природе человека. И «Я» с набором рациональных ходов смогло бы укротить импульсы от ОНО, но вынуждено работать на два фронта. При этом «Я» несет большую нагрузку и затрачивает большое количество либидозной энергии.

Таким образом, каждое из трех структур психики имеет свое значение, место, функции по отношению к основным влечениям человеческой природы.

ОНО руководствуется принципом удовольствия и стремится прямо и непосредственно удовлетворить любое влечение.
«Я» руководствуется принципом реальности и удовлетворяет влечение только после анализа сдерживающих сил из внешнего и внутреннего мира.
СВЕРХ-Я – та часть психики, которая требует вообще отречься от влечений, являясь цензором и моралистом, запрещающим началом в личности.

Baedar
Baedar
админ
админ
Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645

Психоаналитическое учение З. Фрейда Empty Re: Психоаналитическое учение З. Фрейда

Пн 22 Янв - 1:05

Сублимация как механизм переориентации основных влечений.


Ситуация Эдипа в онтогенезе привела к запрету на проявление импульсивных сексуальных и агрессивных влечений. В то же время, влечения очень мощно энергетически заряжены, и эта энергия естественно ищет выходы и объекты приложения.

В результате чего идет формирование механизма сублимации – процесса, посредством которого либидозная и агрессивная энергии преобразуются в созидательную, культурную энергию.

«Процесс сублимирования – процесс, при котором исключительно сильным возбуждениям, исходящим из отдельных источников сексуальности, открывается выход и применение в других областях» (Фрейд, 1990).

Сексуальный инстинкт у человека имеет большую силу и сильнее выражен, так как у него почти совершенно преодолена периодичность по сравнению с другими видами.

Следовательно, сексуальное влечение отдает в распоряжение культурной работы большую силу, так как имеет своеобразную особенность замещать свою первоначальную сексуальную цель другой, несексуальной. Именно механизм сублимации как перевод, переориентация энергии импульсивных желаний обеспечивает многообразие жизни. Благодаря отклонению сил сексуальных влечений от сексуальных целей и направлений на новые цели, освобождаются могучие компоненты для всех видов духовной деятельности.

Сублимированная энергия создает то, что мы называет цивилизацией.

Фрейд утверждает, что огромная энергия и значительная сложность цивилизации является результатом лежащего за ней стремления найти приемлемые и удовлетворяющие пути для подавления сексуальных и агрессивных влечений.

Сублимированная энергия уменьшает первоначальное возбуждение.

Эта трансформация дает огромное количество сил в распоряжение цивилизованной деятельности.
Сублимация, по сути, это защитный механизм, приобретаемый в ходе переживания Эдипова комплекса.

При этом имеются общие гендерные различия.

У женщин процесс сублимации более ограничен, отсюда Фрейд проводит параллели между тем, что среди мужчин больше выдающихся личностей. Нужно отметить, что общество заинтересовано, чтобы человек сублимировал либидозное влечение в культурное строительство.
Косвенным подтверждением этих выводов может служить тот факт, что в более трудные периоды общественного развития запреты действовали очень сильно и, следовательно, активизировался процесс сублимации, что позволяло направлять большое количество энергии на поступательное развитие общества.
А общества, которые находились в периоде заката, отличались, наоборот, крайней степенью сексуальных излишеств. Деструктурализация общества порождает волну десублимации. А чем жестче общество, тем больше запрет и цензура.

Таким образом, мы видим, какое огромное значение Фрейд приписывает основным влечениям индивида в формировании культуры человечества, в творчестве, в создании того, что мы называет цивилизацией.

С позиции Фрейда в создании всего культурного пласта в истории человечества большая роль принадлежит основным влечениям и механизму сублимации.

Становится очевидным тот факт, что влечение к жизни и влечение к смерти являются исключительно важными феноменами не только с точки зрения интрапсихического функционирования индивида, но также играют большую роль в создании и обеспечении всего многообразия жизни посредством культурного строительства, различных видах деятельности и творчества.

Природа тревоги и её функция.


Самые первые результаты Фрейда в терапии расстройств, которые по своему происхождению были скорее психическими, чем физиологическими, вызвали у него интерес к происхождению тревоги.

Эта заинтересованность впервые привела его (в 1890-е годы) к предположению о том, что тревога, испытываемая многими его пациентами-невротиками, являлась следствием неадекватной разрядки энергии либидо.

В дальнейшем он заключил, что состояние нарастающего напряжения является результатом не находящей выхода энергии либидо.
Возбуждение, не завершившееся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах страха.

Однако по мере накопления опыта в лечении неврозов Фрейд пришел к пониманию, что подобная интерпретация тревоги и страха является неверной.

Спустя 30 лет он пересмотрел свою теорию и пришел к следующему выводу: тревога является функцией Эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать.

Тревога как таковая дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом.

Согласно приведенному тезису, первичный источник испытываемой человеком тревоги коренится в неспособности новорожденного справляться с внутренним и внешним возбуждением. Так как младенцы не способны контролировать свой новый мир, их переполняет диффузное чувство надвигающейся опасности.

Эта ситуация вызывает травмирующее состояние, известное как первичная тревога, примером которой может служить сам процесс рождения.

С точки зрения Фрейда, переживание биологического отъединения от матери является травмирующим, и поэтому последующие ситуации разъединения (например, ребенок остается один; он покинут в темноте или обнаружил незнакомого человека там, где ожидал найти мать) вызывают реакцию сильной тревоги.

Подобное ощущение сильного стресса и беспомощности переживается при рождении, отлучении от груди, а позднее проявляется в страхе кастрации.

Все такого рода переживания приводят к возрастанию напряжения и мрачным предчувствиям.

Основная психодинамическая функция тревоги — помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами в подходящее время.

Защитные механизмы ЭГО помогают осуществлению этих функций, а также охраняют человека от захлестывающей его тревоги. Фрейд определял защитные механизмы эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов ИТ и встречного давления со стороны суперэго.

Основные механизмы психологической защиты по З.Фрейду.


Фрейд полагал, что ЭГО реагирует на угрозу прорыва импульсов ИТ двумя путями:
1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или
2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и
2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты — обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги.

Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение

Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту эго не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги.
Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания.
В результате действия вытеснения индивидуумы не осознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий.
Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно.
Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов эго может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения.

Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни». Более того, согласно его теории, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как импотенция и фригидность).

Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция

Как защитный механизм по своей теоретической значимости проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению.

Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи.
Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию.
На другом уровне мы можем наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не осознает, что борется со своим сильным сексуальным влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить.
Наконец, классический пример проекции — студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции.

Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик.

Замещение

В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.
Распространенный пример — ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки.

Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей.
Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта.
Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя.

Рационализация

Другой способ для эго справиться с фрустрацией и тревогой — это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку.
Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих.
Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации.
Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу «зелен виноград». Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели.
Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

Реактивное образование

Иногда эго может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения.
Здесь мы имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием.
Этот защитный процесс реализуется двуступенчато:
во-первых, неприемлемый импульс подавляется: затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный.

Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кино-компании, выражая в них сильную озабоченность деградацией
современного киноискусства.
Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия

Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги, — это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.
Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Сублимация

Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно 6ь:ло выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий.
Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет эго изменить цель или /и объект импульсов без сдерживания их проявления.
Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения — тем, которые общество полагает приемлемыми [Golden, 1987]. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность — такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта.
Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.
Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация сексуального влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры — благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

Отрицание

Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание.
Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило.
Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива.
Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание).
Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы.
В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила эго. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают.
Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности.
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения