Индивидуальная психология А. Адлера 87067208
Целительный свет - школа рейки
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
» Новый формат обучения Рэйки: что это дает? Открыть
Перейти вниз
Baedar
Baedar
админ
админ
Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645

Индивидуальная психология А. Адлера Empty Индивидуальная психология А. Адлера

Пн 22 Янв - 12:54

Индивидуальная психология А. Адлера и принцип телеологической детерминации.


Принцип телеологической детерминации в индивидуальной психологии А. Адлера рассматривается как основа психической жизни индивида.

Важным этапом в истории психодинамического направления стало появление не очень связанных между собой теорий, авторы которых стремились либо расширить подход Фрейда к личности, либо пересмотреть его.

Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшиеся с Фрейдом и избравшие путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем, — Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.
Оба они с самого начала были участниками психоаналитического движения и горячо поддерживали широту и новизну системы Фрейда. Однако со временем они заявили о своем
несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни.

В начале своей практической и научной деятельности Альфред Адлер придерживался психоаналитической концепции, впоследствии, он отошел от Фрейда и создал свою школу индивидуальной психологии.

Обращаясь к проблеме бессознательного, Адлер, как и Фрейд, считает, что проявления бессознательного являются ключевым моментом человеческого существования. Именно оно определяет основное содержание и направление душевной жизни индивида.

В отличие от Фрейда Адлер:

1. Не признает абсолютного бессознательного, то есть такого, которое не осознается вообще. Бессознательное – это то, что человек не понимает или забывает, но это временное состояние, переходный этап, так как бессознательное может быть осознанно.

2. Останавливаясь на вопросе взаимоотношения между бессознательным и сознанием, Адлер не усматривает противоречивости, конфликтности и конкурентности между ними.
Он указывает, что они находятся в состоянии взаимокомпенсации.
То, что не может происходить сознательно, происходит бессознательно, и наоборот.

3. Адлер считает, что существует целесообразность функционирования бессознательного.
Это понятие не тождественно рациональности.

Бессознательное по Адлеру также иррационально, как у Фрейда, но есть некая логика в развитии и функционировании бессознательного, которая определяется целью.
Это и дает возможность ему утверждать о целесообразности бессознательного.

Само понятие цель и движение личности к цели в теории Адлера имеет особое место и содержание.
Он считает, что функционирование психики индивида предопределено телеологическим детерминизмом.
То есть, развитие личности детерминируется определенными целями, которые он себе
ставит, чаще бессознательно.

Цель – это то, что намечает психика в качестве жизненного проекта.

По Адлеру человек должен реализовать жизненную цель в ходе своего существования.
«Мы не способны думать, чувствовать, действовать, не имея перед собой цели.
Никакой причинности недостаточно живому организму.
Только неживое подчиняется очевидной каузальности.
Но жизнь – это должествование. Любое душевное явление может быть осмысленно, и понято
как движение к цели» (Адлер, 1997).

По Адлеру целостность личности обеспечивается целостностью функционирования психики.
Целостность психики определяется тем, что вся деятельность человека выстроена согласно его цели и жизненного плана по ее достижению. Тем самым жизнь принимает характер соответствующий конечной цели. И смысл жизни – это должествование.
Baedar
Baedar
админ
админ
Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645

Индивидуальная психология А. Адлера Empty Re: Индивидуальная психология А. Адлера

Пн 22 Янв - 12:55

Концепция социального влечения в теории А.Адлера.


По мнению Адлера, человеку присущи и лежат в основе его существования два основных влечения:
1) социальное влечение;
2) влечение к власти, превосходству, совершенству.

Социальное влечение или социальный интерес является врожденным, а не вырабатывается в процессе социализации.


Человек рождается с этим влечением в виде некоторой потенции, которая при определенных условиях внешнего мира может реализоваться. Социальное влечение имеет в своей основе органическое несовершенство человека, его слабость, что не позволяет индивиду жить вне общества. Все люди от рождения социальные существа. Индивид в ходе своего развития вписывается в общество. И концепция социального влечения отражает то, что люди являются социальными созданиями. Индивида побуждает к тем, или иным, действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет его отказываться от эгоистических целей ради целей сообщества.

Социальное влечение находит свое отражение в социальном интересе, который присущ индивиду.

Социальный интерес включает в себя чувство идентификации с человечеством, сходство с представителями человеческой расы. Предпосылки социального интереса являются врожденными. Человек является социальным создание по своей природе, а не в результате образования привычки.
Но социальный интерес требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитывается и дает результаты благодаря тренировке, развивается в социальном окружении, прежде всего в семье.

Социальный интерес развивается в социальном окружении.
Другие люди – прежде всего мать, а затем остальные члены семьи – способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса.

По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния.
Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.
Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений — качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными.

В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии.
Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес.

Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса.
Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными.

Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса.
Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми.

По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным, и вместе с женой принимает активное участие в их воспитании.

Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия.
Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе.

Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью.
Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес.
Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям.
Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого.

В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес проявляется в межличностных отношениях, эмпатии, сострадании, кооперативном поведении людей.

Проявлением социального влечения он считал развитие кооперативного поведения.

Человек развивает кооперативное поведение посредством сотрудничества с другими людьми, действий в качестве ценного, вносящего свой вклад члена общества, и тем самым, реализует свое социальное влечение.
Адлер считал, что люди, внесшие наиболее ценные вклады в развитие человечества, были наиболее кооперативными.

Проявлением социального влечения Адлер считал также «чувство общественного».

Считая, что это нечто большее, чем интерес к своему ближайшему человеческому окружению.
Оно включает ощущение родства со всем человечеством и связанности с жизненным целым. Чувство общественного в своем широком смысле обозначает заинтересованность в «идеальном обществе всего человечества, конечной цели эволюции».

Влечение к власти, превосходству, совершенству.


Второй вид влечения – это стремление к власти, превосходству, совершенству.

Оно является основной детерминантой в развитии личности и имеет особое значение для всей жизни индивида.

Рассмотрим природу этого влечения.

Ребенок рождается и сразу попадает в большой, чужой, опасный для него мир, который подавляет его своей огромностью. Ребенок этого не осознает, но ощущает эту бездну, его гнетет беспредельность окружающего мира. В мире, где все больше него, где он наиболее маленькое и самое беззащитное существо, он объективно обречен на чувство беспомощности и чувство неполноценности.

По Адлеру ребенок, едва родившись, сориентирован на соотнесение себя с внешним миром.
Он бессознательно проводит механизм социального сравнения. Результаты этого сравнения явно
не в его пользу. Он видит свою несоизмеримость, ничтожность, беззащитность. У ребенка возникает ощущение неполноценности и формируется комплекс неполноценности.

Большую роль в развитии этого комплекса играет ближайшее окружение, в частности, семья.
Она является тем основным фоном, на котором осуществляется сравнение. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он беспомощен и, чтобы выжить, он должен
опираться на родителей.

Сравнение себя с другими членами семьи, более сильными и могущественными вызывает глубокие переживания неполноценности. По отношению к взрослым, ребенок мал, беспомощен,
зависим от них в удовлетворении своих физических и психических потребностей, зависим от их воли и желаний.

Адлер пишет: «В течение всего времени своего развития ребенку присуще чувство неполноценности, прежде всего, по отношению к родителям, братьям и сестрам и к окружающим. Из-за незрелости его органов, из-за неуверенности и несамостоятельности и из-за болезненного переживаемого подчиненного положения среди других у него развивается чувство ущербности, неполноценности, которое проявляется во всей его жизнедеятельности» (Адлер, 1997).

Переживание комплекса неполноценности очень тяжелый и болезненный процесс для психики ребенка.

Возникает необходимость его компенсации.
Это связано с развитием процесса самосознания и последующим процессом самоидентификации.
Ребенок начинает выводить представления о себе, как о совокупности своих внешних качеств: «я – маленький», «я – беспомощный». От идентификации зависит самооценка, которая в данном случае является очень низкой.

Психика же предоставляет ребенку возможность компенсировать свою недостаточность через представление выдуманных возможностей.
Он начинает жить в сказке, мечте, воображаемом мире.
Пытаясь избавиться от болезненного переживания комплекса неполноценности, ребенок выбирает способ фантазий, иллюзий, сказок. Таким образом, он создает компенсаторную программу развития или фиктивную цель – нереальную, недостижимую.

Будущее становится для него краем, который должен принести компенсацию.
Компенсацией для него является то, что надолго упраздняет его жалкое нынешнее положение и
возвышает его над всеми. Таким образом, у ребенка возникает фиктивная цель превосходства.

У ребенка развивается стремление к превосходству или совершенствованию, то есть побуждение улучшить себя, развивать свои способности, свою потенциальность.

Именно появление раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности.

Таким образом, стремление к превосходству является основной мотивационной силой жизни человека.
Фактически все, что делают люди, имеют целью преодоление ощущения своей неполноценности и
упрочение чувства превосходства.

Стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить» (Адлер, 1997).

Эта «великая потребность возвыситься» от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы, развита у всех людей.

Трудно переоценить значение, которое Адлер придавал этой движущей силе. Он рассматривал стремление к превосходству, как главный мотив в своей теории.

Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным, и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь.
Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал.

От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности.
Каждому из нас остается лишь осуществить эту возможность своим собственным путем.
Baedar
Baedar
админ
админ
Имя : Ирина Байдар
Откуда : Севастополь
Регистрация : 2009-03-30
Сообщения : 13645

Индивидуальная психология А. Адлера Empty Re: Индивидуальная психология А. Адлера

Пн 22 Янв - 13:33

Понятие фиктивной цели и жизненного плана.


Адлер полагал, что на пятом году жизни у индивида формируется жизненная цель как фокус его стремления к превосходству и совершенству.

Будучи неясной и, в основном, неосознаваемой в начале своего формирования, эта жизненная цель со временем становится силой, организующей жизнь и придающей ей смысл.

Необходимо отметить, что фиктивная цель достижения превосходства власти и совершенства имеет двойную нагрузку и функцию.

С одной стороны – положительную, так как является хоть и ложной, нереальной целью, но путеводной звездой. Со становлением ребенка как социального существа на место этой фиктивной цели станут реальные.
С другой стороны, фиктивная цель превосходства несет отрицательную нагрузку. Она вгоняет реальную жизнь индивида в условия фиктивной цели, заставляет ломать жизнь в угоду ей.

Могут также возникнуть патологические проявления фиктивной цели. Одно дело, когда ребенок живет в мире сказок, каким он станет большим, могущественным, богатым, сильным – по принципу прямой компенсации.
Другое дело, когда взрослый человек упорствует в пребывании в мире сказок – это симптом психического нездоровья.

Следует отметить также, что цель превосходства еще по форме и содержанию может быть:

• позитивной.
Она развивается в конструктивном направлении, если принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей ради более совершенного способа жизни, чтобы это соотносилось также с благополучием других людей.

• негативной.
Некоторые люди борются за личное превосходство, пытаясь достичь его посредством господства над другими, демонстрируют эгоистическое поведение с целью достижения личной славы за счет других.

Так индивидуум начинает стремиться к личному превосходству, когда чувство неполноценности преобладает, или когда социальный интерес недостаточно развит.

Человеку не хватает уверенности в своей способности функционировать эффективно и конструктивно работать вместе с другими. И накопление успеха, престижа, личного превосходства становится более важным, чем какое-либо конкретное достижение.

Адлер останавливается еще и на таком моменте, что стремление к превосходству коренится в эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему.
Все виды должны развиваться в направлении более эффективной адаптации или исчезнуть, и таким образом, каждый индивид вынужден стремиться к более совершенным отношениям с окружающим.

Таким образом, можно сделать вывод, что стремление к власти, превосходству, совершенству:

  • является одной из основных целей личности;
  • формируется в детстве как компенсация чувства неполноценности;
  • идет параллельно физическому росту;
  • является внутренней необходимостью личности.


Это стремление не есть нечто ясно и осознанно выбранное.

Но стремление к превосходству лежит в корне любых жизненных проблем.
Оно есть наша жизнь, оно дает возможность развиваться и стать зрелой взрослой личностью.

Как мы уже указывали, все проявления психики индивида выстраиваются на основе телеологической детерминации, то есть определяются жизненной целью.
В свою очередь жизненные цели способствуют формированию жизненного плана личности.

Жизненный план – это попытка добиться жизненной цели.

По Адлеру психика аранжирует все свои действия в соответствии с жизненным планом личности. Поэтому, любой душевный феномен следует понимать как частное проявление единого жизненного плана. Даже черты характера тоже не существуют сами по себе, они всегда соответствуют индивидуальному жизненному плану.

Правильно понятые отдельные акты в своей взаимосвязи должны отразить единый жизненный план и его конечную цель.
«Таким образом, независимо от предрасположенности, среды, событий, все психические силы находятся во власти соответствующей идеи, и все акты и выражения, чувства, мысли, действия, желания, сновидения и психопатологические феномены пронизаны единым жизненным планом» (Адлер, 1997).

По Адлеру из этой всеобщей целенаправленности истекает целостность личности.

Таким образом, целостность личности обеспечивается целостностью функционирования психики, которая выстраивает всю деятельность в соответствии с жизненным планом и целью индивида.
В свою очередь следование своей жизненной цели индивид осуществляет с помощью уникального жизненного стиля как интегрированного стиля приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще.

При дальнейшем развитии у здоровой личности на смену фиктивной цели приходит реальная цель и идет формирование жизненного плана.

Итак, индивидуальная психология А.Адлера показывает, что направление движения человеческого стремления проистекает из сочетания двух влечений: социального влечения (1) и влечения к власти, превосходству, совершенству (2).

Оба этих стремления проявляются как социальные образования, первое как врожденное, укрепляющее человеческую общность, второе как приобретенное, как вполне понятное желание использовать общность для достижения собственного престижа.

Влечение к превосходству, власти, совершенству – это великая движущая сила, управляющая поведением человека.

Фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства.
Стремление личности к превосходству – фундаментальный закон человеческой жизни. Это нечто, без чего жизнь индивида невозможно представить. Это главный мотив человеческого поведения. В совокупности с социальным влечением это стремление дает возможность гармоничного развития личности и всего человечества в целом.
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения